Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Блокировки банковских карт усилились: чего нельзя делать со своими деньгами

Эксперты дали советы держателям счетов

Банки все сильнее ограничивают свободу передвижения денег клиентов, закручивая гайки в отношении «подозрительных» средств. В конце сентября вступил в силу закон, позволяющий банкирам блокировать карты и онлайн-счета из-за сомнительных транзакций. В июне начали действовать изменения в Гражданский кодекс, которые разрешают банкам отказывать клиентам в зачислении средств на их счет, если возникнут подозрения, что деньги связаны с финансированием терроризма, торговлей оружием и наркотиками.

По идее, так банковская система защищает потребителей от мошенников и заботится о безопасности населения. Однако с неожиданными блокировками часто сталкиваются обычные граждане, которым такая «забота» лишь добавляет проблем.

 

фото: Наталья Мущинкина
 

Во второй половине 2018 года рынок безналичных расчетов, которым управляют банки, претерпел серьезные изменения. Раньше кредитные организации и так имели право отказывать клиенту в переводе средств с его счета, а сейчас их полномочия расширились не только в этой сфере, но и в части зачисления средств на счет. Правда, последнее больше касается бизнеса: ему будет сложнее «отмывать» нелегальные деньги и скрываться от неуплаты налогов.

А вот столкнуться с блокировкой карты в самый неподходящий момент может каждый. Дело в том, что даже самые безобидные на первый взгляд операции могут вызвать подозрения «бдительных» банкиров. В зоне риска оказываются те, кто совершает крупную покупку, перевод или снятие средств на большую сумму, расплачивается с помощью карточки за границей.

Обычно все эти финансовые действия среднестатистические россияне совершают нечасто: на покупку надо накопить, а отпуск случается один-два раза в год. Неординарность операции — главная зацепка для «умной» системы безопасности банков (говоря техническим языком, системы форд-мониторинга), которая начинает думать, что в этих случаях сработали мошенники, взломавшие счет добропорядочного клиента, и чтобы защитить его — блокирует транзакцию. То же самое может произойти и с электронными кошельками, и с мобильными приложениями.

Мошенники действительно в последнее время работают активно: за первое полугодие текущего года в семь раз выросло число кибермошенничеств. А в 2017 году, по данным Центробанка, было осуществлено более 317 тыс. несанкционированных операций с использованием платежных карт, выпущенных на территории России. Всего злоумышленники похитили со счетов россиян около 1 млрд рублей. Однако зачастую контрдействия банков бьют совсем не в цель.

Недоступные деньги

«В день получения зарплаты пошел к банкомату, чтобы снять большую часть средств для покупки смартфона в подарок сыну. Его должен был в тот же день доставить курьер, а в интернет-магазине при доставке предусмотрена оплата наличными.

Деньги мне банкомат не выдал, как я понял, банк заблокировал карточку. Я разнервничался, закололо сердце, не знал, что делать. Через какое-то время позвонили из банка и спросили, я ли пытался совершить операцию, или я не в курсе. Пришлось долго объясняться и доказывать, что я — это я. Деньги в итоге снял, но нервов мне помотали прилично», — делится своей историей Михаил из Пскова.

«Весь год ждала этой поездки на Гоа. Прилетели, пошли в местный супермаркет закупиться водой и едой. И — бац: оплата по карте не проходит! Я уже начинаю паниковать, не понимаю, в чем дело: деньги есть, оплату такси в аэропорт сняли с карты, все было нормально.

Решили подождать, звонить в банк не хотелось — международный звонок разорил бы мой баланс. В итоге так и случилось: банк позвонил сам, деньги за входящий сняли, но хоть карточку разблокировали», — рассказывает столкнувшаяся с неприятным сюрпризом Ирина из Москвы.

Таких случаев блокировки карт «ни за что ни про что» множество, но справедливости ради отметим, что делятся клиенты банков в соцсетях и историями спасения собственных денег благодаря банкам.

«Чего только не придумают мошенники! Как-то понадобились мне срочно наличные, немного — заплатить за ремонт обуви. Иду по торговому центру в спешке и смотрю: в углу стоит банкомат моего банка, раньше я им не пользовался. Ввожу быстро пин-код, хватаю деньги, карточку, кладу в карман и вдруг врезаюсь в мужика.

Короче, обнаружил я, что этот мужик у меня свистнул карточку, через 10 минут, благодаря звонку из банка. Оказывается, на банкомате стояла маленькая камера, которая сняла мой пин-код (рукой-то я не прикрывал его второпях), и мошенники собирались снять все деньги с карты, а банк вовремя заблокировал снятие», — рассказывает историю с хеппи-эндом житель Подмосковья Василий.

Камеры на банкоматах — лишь один из множества способов мошенничества. Взламывают злоумышленники с помощью вируса телефоны или компьютеры, которые помнят персональные банковские данные владельца, чтобы получить доступ к его счетам. Вирус может приходить и в присланных на электронный почтовый ящик письмах: они могут быть как будто от налоговой службы, ГИБДД или других структур.

Иногда мошенники сообщают о выигрыше приза и просят «счастливчиков» дать номер карты и телефона для перечисления средств. Кроме того, часто подозрения у банков вызывает география платежей: если с утра вы расплачивались за кофе в одной точке планеты, а вечером заказываете доставку еды в другой, это уже повод заблокировать карту.

 

фото: Наталия Губернаторова
 

 

Как блокируют «пластик»

Во всех описанных ситуациях и им подобных банк действует по одному и тому же алгоритму: сначала блокирует карту, действуя оперативно, и лишь потом ставит в известность клиента и звонит, чтобы уточнить, в курсе ли владелец счета совершаемой транзакции. Причем блокировать карты теперь могут по закону на срок до двух рабочих дней: за это время банкиры должны разобраться в проблеме и возобновить работу карты. Таким образом, даже в случае ложной тревоги клиент может остаться без пользования картой. Например, если банк до него не смог дозвониться, что возможно по объективным причинам: связь не ловила, телефон разрядился и прочее. Это крайне неудобно!

Примечательно, что до недавнего времени не существовало универсального перечня признаков, по которым банки могли распознать мошенническую операцию. Недавно Центробанк опубликовал рекомендации, состоящие из трех блоков.

Во-первых, блокировка карты произойдет, если счет, на который направляется перевод, содержится в базе данных случаев переводов без согласия клиента. У ЦБ есть целая база, в которой содержатся данные о злоумышленниках, которых уличали или подозревают в хищении средств.

Во-вторых, поводом для приостановления операции будет совершение его с устройства (или с помощью устройства), содержащегося в базе данных случаев переводов без согласия клиента. То есть если в онлайн-банк держателя карты зашли по его логину и паролю, но с устройства, которое уже было замечено как мошенническое, то транзакцию не пропустят.

В-третьих, подозрения у банков вызывают нетипичные операции, о которых мы говорили выше: когда человек внезапно снимает большую сумму или расплачивается с территории не своей страны проживания. Подобные операции банки блокировали еще до вступления закона в силу, теперь же им позволено блокировать не только сами карты, но и электронные средства платежа, например мобильные приложения банков.

Сомнения у финансовой организации может вызвать и нетипичность операционной системы мобильного устройства — например, когда клиент постоянно пользовался мобильным банковским приложением на операционной системе Android — и вдруг начинает использовать IOS.

А все ради «белой экономики»

Эксперты по-разному оценивают эффективность нововведения о блокировке карт, выделяя как неоспоримые плюсы вступившего недавно в силу закона, так и его весомые минусы.

«С этим законом все как обычно: хотим как лучше, но что-то идет не по плану. Временная блокировка карт с подозрительными транзакциями — мера не самая удобная для клиента и держателя карты, но, судя по всему, иных мер защиты от мошенников разработать не получается», — говорит руководитель аналитического департамента Международного финансового центра Роман Блинов.

По его словам, рекомендации по определению подозрительных операций похожи на те, что используются в западных банках. «Но там и доля безналичного оборота намного выше, чем в нашей стране, а практически все транзакции прозрачны, на каждую из них есть подтверждающий документ. В России же на первых порах применения западного опыта защиты клиентов мы не увидим прорыва в лучшую сторону, и ошибки со стороны надзорных органов и блокировки без повода будут», — предупреждает эксперт.

Аналитики также обращают внимание на то, что стремление властей узаконить ограничения на движение средств граждан может означать ужесточение контроля над безналичным оборотом денежной массы. «Безналичная денежная масса, так широко распространенная в развитых экономиках, в основе своей имеет легитимное происхождение, — рассуждает Блинов. — В развивающихся экономиках, таких как наша, оборачиваются огромные суммы неучтенной наличности. Поэтому власти и стараются ужесточить контроль и обелить экономику, но в погоне за «чистотой эксперимента» могут пострадать и обычные добропорядочные граждане».

Шеф-аналитик ГК TeleTrade Петр Пушкарев в беседе с «МК» оценил изменения, которые произошли после вступления в силу закона о блокировках. «Раньше банки тоже могли останавливать транзакции, защищая клиентов от мошенников, а себя — от уплаты неустойки. Сейчас изменилось то, что операцию и карту через два дня обязательно разблокируют, даже если до клиента банк не дозвонился. И это очень правильно! Раньше разблокировки приходилось порой ждать месяц или идти в офис банка», — рассказывает финансист.

Эксперт рассказал, что однажды банк спас его от потери внушительной суммы. «У меня был случай, когда «за меня» пытались оплатить покупку на сумму $750 через сайт известной сети американских супермаркетов, а все потому, что магазин не запрашивал sms о подтверждении покупки. Банк разобрался, покупку позже отменил, деньги вернули, но по-разному могло закончиться», — поведал Пушкарев.

И закончил свой рассказ конкретным советом всем пользователям банковских карт: «Подключите в вашем банке дополнительную опцию полного запрета платежа по карте, если интернет-сайт, обрабатывающий платеж, не перенаправляет вас автоматически сперва на форму с sms-подтверждением платежа.

Если вы платите в необычном для себя месте или речь о крупной сумме, то держите телефон, привязанный к вашей карте, наготове — чтобы не пропустить звонок из банка. Но если карту вам все же заблокировали, звоните только по официальному телефону банка, который указан на сайте. Будьте осторожны: мошенники уже приноровились рассылать собственные sms «для разблокировки», чтобы обманутые клиенты перезванивали на их номера с платной дорогущей минутой разговора, прибегают и к другим уловкам».

Как избежать блокировки карт: советы экспертов

1. Никому не сообщайте данные карты, а также пароли, логины, кодовые слова для входа в электронные сервисы банка.

2. В случае выезда за границу или другой город предупредите банк об этом.

3. Сохраните в списке контактов номер своего банка и Центробанка, чтобы в случае необходимости связаться с ними. А банку сообщите свой актуальный телефонный номер.

4. Старайтесь не заходить в мобильный и онлайн-банк с чужих гаджетов.

5. Крупные суммы снимайте не через банкомат, а через отделение кредитной организации.

Инна Деготькова

Источник

348


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95