Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Бойкот копейкам: мы поставили эксперимент с мелочью в магазинах

"Мы не принимаем 10-копеечные монеты"

В начале октября в одном из московских супермаркетов разразился скандал: у покупателя-пенсионера не приняли целую горсть 10-копеечных монет, которыми тот хотел расплатиться за продукты. А после того, как пожилому мужчине помогли соседи по очереди, кассирша за глаза посмеялась над ним. Возмущенные покупатели написали об этом в жалобной книге, администрация магазина пообещала наказать виновницу... Вот только, как выяснил «МК», основная причина вытеснения копеек — не злонравие продавцов, а новые купюры достоинством в 200 и 2000 рублей — в просторечье «Крым» и «Владивосток».

Бойкот копейкам: мы поставили эксперимент с мелочью в магазинах

Тот самый супермаркет на Широкой улице — недалеко от метро «Медведково». Довольно крупный сетевой магазин, с непривычки можно даже заблудиться. Но даже если не заблудишься, на кассе уж точно постоишь: как и во многих московских сетях, по будним дням здесь большие скидки для пенсионеров и других льготников. Только в первой половине дня, спешите. Результат — с 10 до 13 часов все две-три работающих кассы запружены народом, как в старые добрые времена.

— Простите, там на ценнике за творог было 39 рублей, акция, а вы мне 49 пробили! — пожилой мужчина в кожаной куртке из девяностых, сдвинув очки на нос, читает чек и не торопится отходить от кассы.

— Я не знаю, пробила так, как в системе установлено! — устало оправдывается девушка на кассе. — Следующий!

— Подождите, девушка! — мужчина начинает сердиться. — Мне что, старшего позвать? Где у вас старший кассир?

— А вон там, пожалуйста, — кассирша показывает вдаль. — Добрый день! (Уже к следующей покупательнице, тоже в возрасте.) Социальная, бонусная карта есть? Пакет нужен?

Каждый покупатель — маленькое приключение. И мучение заодно: в супермаркете придумана очень мудреная система цен и скидок, разобраться трудно в любом возрасте, а пожилым особенно. Очередь движется медленно. Два покупателя — это гарантированные 15 минут ожидания. Правда, берут не тележками (денег мало, да и носить тяжело), а понемногу...

— Да, мы действительно не принимаем 10-копеечные монеты, — признается одна из кассирш с глазу на глаз, во время перерыва. — Вообще, я не понимаю, почему именно этот случай раздули. Мы не можем их принимать, потому что не хватает отделений для мелочи в кассах. 10 рублей, 5, 2, 1 рубль, 50 копеек — вот уже 5 видов монет. Раньше было больше, но сейчас появились новые купюры — 200, 2000 рублей. И для копеек места, получается, нет. Но вот решили устроить шум, а человек пострадал. Может, скоро копейки вообще отменят? Все равно мы все цены до рубля округляем.

Действительно, в том ряду, где раньше были дополнительные монетные отделения, теперь зеленые «крымские» 200-рублевки и синие купюры по 2000. А обладателям «мешка копеек» — это единственный теперь контекст, когда в магазине может понадобиться мелочь, ведь кассиры сами округляют цены до рублей — похоже, по техническим причинам придется отправляться в банк (там — если у человека есть счет, а у всех пенсионеров он точно должен быть — отказать не имеют права). Хотя вот и в магазинах ведь не имеют права отказывать. Но это как в том анекдоте: право имеешь, но не можешь.

 

Итак, случаи, когда владельцам мелочи отказывали в магазинах, неединичные. Действительно, в магазинах и киосках любят качать права и отказываться принимать тяжелый груз, в то время как в аптеках звенящим деньгам будут только рады — цены на лекарства там еще с точностью до копеек. Впрочем, как «МК» пояснили в одной из аптек, необходимость в мелочи уже отпадают: очень многие совершают покупки по карте.

 

фото: Геннадий Черкасов
 

 

В любом случае, с какой бы монеткой и куда вы ни пришли, деньгу любого номинала у вас обязаны принять. Как пояснил главный экономист Института фондового рынка и управления (ИФРУ) Михаил Беляев, действия продавцов, отказывающихся от мелочи, незаконны.

— Нет никаких законодательных ограничений по приему денег, которые бы ограничивали права человека расплачиваться законным платежным средством, — пояснил эксперт. — Монеты — это законное платежное средство.

Однако все знают, что почти шесть лет назад Центробанк заявил о прекращении чеканки монет в 1 и 5 копеек. Дело в том, что их производство обходится гораздо дороже номинала. Так, выпуск однокопеечной монеты обходится в 8 копеек, а пятикопеечной — в 13. Председатель Банка России Эльвира Набиуллина еще в конце 2017 года отмечала, что монеты не выводят из оборота. «Цены устанавливаются в копейках, мы обязаны обеспечивать магазины и аптеки сдачей», — говорила она. Но где Набиуллина, а где продавец колбасы в сельпо, которому эти копейки не нужны?

— Монета номиналом в 1 копейку выведена из оборота, но она — законное платежное средство, — продолжает Беляев. — И мы знаем, что был случай, когда сильно остроумный предприниматель решил заплатить налоги монетами. Он насобирал и принес несколько мешков мелочи. И я еще раз повторю, что, даже если покупатель дает 1 копейку, продавец не имеет права не принять.

Другой вопрос, что сам Центробанк был бы не против вывести из оборота монеты. Так, совсем недавно он в рекомендательной форме попросил банки собирать мелочь у населения: для этого установить в помещениях монетоприемники. Во-первых, монеты часто лежат мертвым грузом в кошельках и не участвуют в обороте. Во-вторых, так можно будет компенсировать затраты на их чеканку. Тем временем в некоторых столичных торговых центрах уже появились автоматы для приема мелочи. Сдать можно монеты номиналом от 1 копейки до 10 рублей. Машинка возьмет комиссию в 12% от суммы, а оставшиеся 88% переведет на карту или счет мобильного телефона. Сдать можно не меньше 1000 рублей — и это главная проблема для небогатых пенсионеров: у многих мешочек со спасительной мелочью найдется, но не таких размеров. На хлеб-молоко и даже пельмени хватило бы, но автомат не примет...

Всего же, как известно, по данным на 1 января 2018 года, в России в обращении находится больше 65 640 млн монет разного номинала на общую сумму 95,7 млрд рублей. В отношении к общей сумме средств это не так много — всего 1%. Тем более что многие уже и забыли, когда последний раз в кармане не то что монета звенела, а купюра шелестела. И дело не в бедности — в ходу сейчас безналичный расчет. Так, может, настанет время, когда монеты окончательно исчезнут из оборота?

— Такое действительно может быть, но все упирается в ценообразование, — заключает Беляев. — Пока ценообразование считается с точностью до копейки (что является абсурдом), мы не можем отказаться от этих номиналов. Когда это изменится, тогда можно говорить о выведении из оборота копеек.

Все рациональные доводы таким образом за то, чтобы перестать считать копейки — хотя бы в наличном исчислении. Но попробуй их отмени: мало того что «поедет» все банковское хозяйство, где проценты исчислялись самыми мелкими из возможных долей! Еще и психология здесь налицо: если копейки «кончились», то мы уже практически в «лихих девяностых» с их гиперинфляцией. Признаваться в этом не хочется. А краснеть в результате — обычным кассирам и покупателям.

СПРАВКА "МК"

Если в магазине отказались принять мелочь, то покупатель может пожаловаться:

- в Центробанк — там снова разъяснят, что 1 копейка — это тоже деньги и отказать в их приеме не могут;

- в Общество защиты прав потребителей на рынке финансовых услуг;

- в государственный Роспотребнадзор.

После обращения обиженного потребителя должны наказать нерадивую компанию, а сам пострадавший может рассчитывать на возмещение морального вреда. «Человек пришел с законными средствами, а из-за капризов продавца был как потребитель ограничен в своих правах и не получил свой товар», — заключил Беляев.

Любовь Бондаренко, Антон Размахнин

Источник

243


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95