Красноярцы, измученные транспортными проблемами и автомобильными пробками, устав ждать метро, которое власти обещают два десятилетия, построили его сами — в «Твиттере».
Сначала ноября в Сети лавинообразно рос поток записей, помеченных хэштэгом #красноярскметро, сейчас их количество стабилизировалось. Горожане обмениваются впечатлениями о поездках в несуществующей подземке, назначают в ней свидания. Обсуждают дизайн станций и сотрудников метрополитена, поведение в вагонах рядовых горожан и знаменитостей, потери и находки вещей, интервалы между поездами и время следования от одной станции до другой. Вот как это выглядит: «На станции „Площадь Революции“ в #красноярскметро не протолкнуться, чуть карман сейчас не оторвали»; «К черту автобусы, в #красноярскметро тепло, сухо и без пробок»; «В автобусе пахнет котами, а в #красноярскметро такого запаха нет»; «Еду в универ на #красноярскметро, сегодня машинистом на смену вышел брат, везет меня»; «В #красноярскметро до сих пор не завезли бабушек, торгующих пирожками! Доколе нам ездить голодными?»
В метро, построенном твиттерянами, разрешено фотографировать, полно симпатичных барышень, и все они читают книжки. В переходах танцуют и музицируют, дикторы в вагонах декламируют стихи. Есть и красноярская специфика. Так, узнаваемы черты градостроительного стиля нынешнего мэра: он украсил станции фонтанами и пальмами в кадках. Появились карты метро, в том числе для различных гаджетов. В общем, «#красноярскметро — никто не видел, все знают» — альтернативная фантазийная реальность. Подземная. Из которой выходить на свет не очень-то и хочется.
Реальное метро в Красноярске начали строить в 1994 году на условиях паритетного финансирования из регионального и федерального бюджетов.
Из-за нехватки денег проект не раз замораживался, окончательно — в прошлом году. 3,5 километра пройденных тоннелей законсервировали, входы в метро засыпали песком, на поверхности устроили автомобильные стоянки.
Метростроители чем только все эти годы не занимались — их перебрасывали, например, на воздвижение резиденции «Сосна» для высших руководителей России на берегу Енисея. Теперь их распустили по домам. Тоннелепроходческий комплекс разобрали и отправили в Москву. А 8 ноября на Всероссийской конференции транспортников в Новосибирске Владимир Путин заявил: «В крупных городах приоритетом должно стать строительство метро. Надо изыскивать деньги вместе, мы готовы помогать, но нельзя всё перекладывать только на федеральный бюджет».
Красноярские твиттеряне и не перекладывают ничего на федеральную казну, у них метро уже есть, и, как они друг другу сообщают, от управделами президента получена телеграмма, поздравляющая горожан с подземкой. В придуманном мире у измученных миром реальным всё хорошо: «Я слышал, там все счастливы и вагоны не шумят».
Алексей Тарасов