Акция протеста дальнобойщиков, которые сотнями сегодня встали на своих фурах вдоль шоссе, чтобы высказать свое отношение к введению оплаты за проезд большегрузных автомобилей по трассам, прокатилась по всей России. За тем, что происходило в разных регионах, наблюдали наши корреспонденты.
Об акции у въезда в Москву, на трассе «Дон», читайте в материале «Дальнобойщики объяснили протест грядущим разорением».
А вот что творилось в других областях России. Южноуральские водители поддержали акцию протеста против введения сборов за проезд автомобилей свыше 12 тонн по федеральным трассам. В результате около 80 фур выстроились вдоль трассы М5 (Москва—Челябинск), ведущей на Уфу, с обеих сторон. Они не мешали оживленному движению, все прошло в мирной обстановке.
— Мы на 70 фурах остановились у торгового центра на федеральной трассе М4 «Дон», — рассказывает «МК» Павел Провоторов, дальнобойщик из Краснодара. — Закрыли первый левый ряд и просто стояли на аварийках. Мимо ехали легковушки, водители кричали: «Молодцы, ребята!», поддерживали…
Потом приехали сотрудники ГИБДД, стали записывать номера и марки машин, у одного человека на глазах Павла выхватили права.
У самого Павла один капитан взял на проверку документы и не сразу отдал: мол, вам штраф за то, что перегородили движение. Составили протокол на две тысячи рублей. Говорили, что штрафы аннулируют, но люди боятся, что эти протоколы никуда не денутся, придется платить, а у них семьи и дети.
Около сотни новосибирских дальнобойщиков образовали пробку на трассе Омск—Новосибирск. Движение было сильно затруднено.
Тюкалинский тракт в Омской области парализован. С левого берега Омска в сторону Тюмени не выехать. Правые полосы трассы в обе стороны заняты огромными грузовыми фурами, которые стоят или передвигаются со скоростью не более 10 км в час, бесконечно сигналя. Легковые автомобили вынуждены ждать по 20-30 минут, чтобы сдвинуться с места в результате образовавшейся многокилометровой пробки. Однако многие сомневаются, что забастовка что-либо изменит.
На обочине трассы М2 Москва—Крым, от хутора Жданова до поворота к селу Терновка Яковлевского района Белгородской области, притормозили около 50 большегрузов и десятки легковушек. Собрали около 200 подписей за отмену постановления правительства.
С 9.00 с полсотни длинномеров выстроились вдоль Саратовского шоссе в Балакове. «Похоже, в правительстве забыли, что мы тоже люди. Мы крутимся с кредита на кредит», — жаловались участники протестной акции.
Смотрите видео по теме "Дальнобойщики устроили протестный митинг на федеральной трассе М4 "ДОН""
Прошла акция протеста и в Улан-Удэ недалеко от поселка Сотникова. Участвовало около 50 фур — 12-тонников. Требование — отменить сборы как максимум либо снизить до экономически обоснованных. Дорогу не перегораживали, но движению мешали. Машины проезжали по обочине. Представители министерства внутренних дел Республики Бурятия установили факт нарушения и обещали подать в суд на организаторов и участников акции.
Смотрите видео по теме "Более 300 дальнобойщиков устроили акцию протеста под Новосибирском"
Самыми активными оказались дальнобойщики Дагестана. «Мы согласны на этот сбор в размере 3,5 рубля, если нам разрешат перевозить грузы любой тяжести без всяких ограничений, — уточнил в беседе с «МК в Дагестане» владелец «КамАЗа» по имени Магомед. — Тогда я, к примеру, имел бы возможность перевозить грузы весом 40 тонн вместо положенных 20–25 тонн. Но существует весовой контроль. Посты с таким названием встречаются в четырех или пяти местах на протяжении пути от Махачкалы до Москвы. Если обнаруживается перегруз, то представители контроля требуют штраф в размере 1000, а то и 5000 рублей». «Система весов не оправдывает себя, потому что деньги с оштрафованных водителей идут в чей-то карман. Если отойти от весов и перечислять эти деньги (3,5 рубля) в дорожный фонд, это очень хорошо. В конце-то концов, кто-то же должен содержать наши дороги. Но если рассматривать эти сборы как дополнительную плату, это вообще беспредел. Опять деньги потекут в карман определенных людей, а не в бюджет страны», — считает руководитель Независимого профсоюза водителей и предпринимателей Исалмагомед Набиев.
НАШ ЭКСПЕРТ
Дмитрий ХАРЛАМОВ, генеральный директор проектного института:
На данный момент при проектировании дорог и искусственных сооружений общего пользования в России принята нормативная временная нагрузка от подвижного состава АК-14. Другими словами — 14 тонн на ось. Стандартная груженая фура весом 20–25 тонн легко вписывается в него.
Разумеется, при том условии, что она не идет с перегрузом. Именно перегруз — основной фактор, влияющий на досрочное разрушение дорожного полотна. Обратите внимание: в последнее время в Москве и Подмосковье большое количество стационарных и мобильных постов весового контроля очень активно выявляет перегруженный транспорт. Дороги в регионе стали сейчас заметно лучше, в том числе и благодаря этой деятельности. Если бы по всей стране так организовать работу…
Технологии, позволяющие строить трассы, которые могли бы справляться с повышенными нагрузками на ось, давно и хорошо известны. Они применяются, например, при строительстве дорог для тяжелых рудовозов в карьерах или на каких-то подобных объектах. В принципе эти технологии можно свободно применять и для дорог общего пользования. Вопрос лишь в стоимости. Увеличение существующей сейчас максимально допустимой нагрузки на ось хотя бы вдвое потребует роста цены дорожного строительства как минимум на 50%. Подобный рост затрат на дорожное строительство был, судя по всему, неприемлем для бюджетов всех уровней и в более благоприятной экономической ситуации, а сейчас и подавно…
ЧТО ПОДОРОЖАЕТ
Первый вопрос, что приходит на ум простому человеку, когда власти повышают цены на бензин, строят платные трассы или вводят другую финансовую нагрузку на перевозчиков, — как это повлияет на цены, и особенно на буханку хлеба. В связи с этим Росавтодор авторитетно заявляет, что в случае с обложенными дополнительными платами 12-тонниками — практически никак!
Так, глава ведомства Роман Старовойт в качестве показательного примера приводит историю с большегрузом, перевозящим 10 000 пакетов молока. Утверждая, что подобные рейсы априори не могут быть очень дальними, он берет среднее расстояние в 100 км. Перемножая их на максимальную стоимость проезда — 3,06 рубля за км, а полученную сумму деля на партию молочного товара, получает копеечное удорожание. И, будем честными, с этой логикой нельзя не согласиться, поскольку продукты питания в подавляющем большинстве своем перемещаются в пределах одного региона и при этом перевозятся на более легких типах коммерческого транспорта.
К тому же, как известно, в структуре всех автомобильных грузоперевозок с учетом всего автопарка страны на продовольственные товары приходится лишь 8,5% перевозок, а основная доля перевозимой по автодорогам продукции — около 83% — так называемые навалочные материалы.
Хотя на отдельные виды товаров — импортные мясо, птицу, фрукты-овощи, одежду, бытовую химию и технику, мебель — цены все-таки взлетят, причем довольно прилично. Сильно подорожает, что забавно, и само дорожное строительство, поскольку те же щебень и песок очень часто на значительные расстояния из одного субъекта в другой. В итоге, особенно когда речь идет о возведении платных дорог, вырастет и стоимость проезда по ним. Что опять же ударит по потребительскому карману. Да и транспортировка любого крупногабаритного или просто тяжелого груза для промышленных предприятий так или иначе скажется на наших кошельках.
— Смотрите: на заправку топливо привозят грузовыми автомобилями, — отмечает дальнобойщик Дмитрий. — С них тоже будут деньги брать — соответственно, на заправках цена за топливо поднимется. А значит, вырастут цены на все. Грузоподъемность машин, которые везут продукты в супермаркеты и на базы, больше 12 тонн. Значит, и цены на все продукты вырастут — минимум на 7%. Габаритные грузы тоже мы возим: строительные панели, оборудование, балки, доски, арматура 12 метров…