Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Чего ждать студентам после выхода российских вузов из международной системы

"Вышка" без "Болонки"

Уход России из Болонской системы многих запутал. Как так — столько лет отстраивали новую систему вузовского взаимодействия, а теперь опять ломаем? Сколько все же надо будет учиться — 4 года, 5 лет или больше, а магистратура? И что с зарубежными вузами?.. В пресс-центре «МК» сораблись ведущие эксперты в области высшего образования, чтобы сказать: не так страшна отмена Болонской системы для университетов, как ее малюют.

"Вышка" без "Болонки"

О том, чем все-таки Болонский процесс был славен, напомнила руководитель Института развития образования ВШЭ, профессор Ирина Абанкина. Студент мог выбирать те курсы и вузы, какие хотел, и при едином качестве образования набирать любые курсы в любых вузах. И преподаватели также были вольны в выборе кафедры, по принципу академической мобильности. Увы, при выходе из «Болонки» наши и белорусские вузы в международных реестрах закрыты.

«Да не так ужасен уход из Болонской системы, как кажется неэкспертному сообществу», — уверен научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика» Евгений Сженов. Мол, это обывателю представляется, что строили-строили вузовскую реформу и теперь все порушили. А, например, система «2+2+2», когда после двух лет бакалавриата можно поменять специальность, а к магистратуре еще раз это сделать, не поменялась. Это наша разработка, и она «апробирована и утверждена властями». С Болонской системой вообще никак не связанная. Кстати, как и ЕГЭ, заметила Абанкина. Поэтому толки об изменении или отмене итоговой школьной аттестации поддерживать не стоит.

Какие же тогда новшества еще планируются? Возможно, будет внедрена система 9-й класс+СПО (средне-профильное образование). Причем профильное, напрямую от работодателя. И после этого можно будет пойти на специалитет по укороченному курсу. Где-то, напротив, время обучения будет увеличиваться, по формуле 2+2+3. Более углубленная подготовка, ответ на «быстрые вызовы времени».

Инженерные специальности, о которых сейчас так много говорят, будут обладать «специалитетами будущего». Как и некоторые технические и естественнонаучные специальности, подготовка на которые должна быть не только углубленной, но и более длительной. А айтишники, наоборот, смогут учиться по укороченным курсам. При достаточном наборе достаточно квалифицированных абитуриентов программы укоротят.

С другой стороны, не все ясно «на стыках» разных уровней образования. Смогут ли выпускники специалитета бесплатно поступать в магистратуру, пока что в законе прописан только бакалавриат. Многих по-прежнему смущает возможность перетекания в другую специальность после бакалавриата. Что, если физик-ядерщик захочет пойти в магистратуру-балет, а бакалавр психологии — на прикладную математику? Эксперты успокаивают — на практике такого не случается, больших перетоков нет.

Аспирантура, которая сейчас законодательно закреплена как третий уровень образования, — уравняется ли с магистратурой? А пока что аспиранты жалуются на обилие теории в программах, 20 часов в неделю — некогда наукой заниматься. Но для молодых ученых есть и хорошие новости. «В прошлом году на жилищные сертификаты для молодых ученых было выделено 286 млн рублей, а в этом году — миллиард», — отметил Сженов.

Особняком стоял вопрос, как после ухода России из Болонской системы будет выглядеть академическая мобильность? Даже эксперты представляют это по-разному. С одной стороны, 48 стран — участниц Болонского процесса это еще не весь мир, есть Азия, Китай (тоже не входит в Болонскую систему), страны СНГ и Латинская Америка. «А в Китае недавно открылся филиал российского университета», — подчеркнул Сженов. Личные научные связи между странами не прерваны, ученые общаются.

С другой стороны, те же китайцы, которые учатся в нашей стране тысячами, особенно на IT и медицине, не знают, что такое специалитет. «Поэтому со стороны Россотрудничества нужна разъяснительная работа, — считает Ирина Абанкина. — Необходима большая работа по налаживанию коммуникации. Мифы надо снимать. Создавать независимые центры присвоения квалификации». И... платить иностранным студентам российские стипендии.

Сильные университеты — драйверы экономики, обладающие социальной миссией в своем регионе. Студенты — обладатели микрокомпетенций, каждый уровень которых они выбирают сами. Квалификации выпускников, востребованные у работодателей, — такую оптимистичную картину видят эксперты от образования, когда говорят про «национальное образование». Уход из Болонской системы ее вовсе не исключает.

Станислава Одоевцева

Источник

149


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95