Шлюзы, как в СИЗО, видеокамеры с нейросетью — такое будущее может ждать российские школы. Реформу стратегии безопасности для учебных заведений эксперты обсуждают уже не первый год: отправной точкой стала трагедия «отрадненского стрелка». Однако до сих пор — после теракта в колледже в Керчи, расстрела гимназии в Казани, университета в Перми, а теперь и школы в Ижевске — воз и ныне там. Как специалисты видят идеальную модель охраны образовательного учреждения, «МК» узнал у председатель общероссийского профсоюза Негосударственной сферы безопасности Дмитрия Галочкина.
Слагаемых безопасной школы, по мнению эксперта, два. Первое — правильные архитектурные решения. Как пояснил Галочкин, учебные заведения должны быть определенным образом оснащены. Первый и главный рубеж безопасности — забор, ограждающий школьную территорию. Обязательна система контроля доступа. Это может быть устройство, к которому ученик или педагог прикладывает личный магнитный пропуск.
Второй барьер для «школьного стрелка» - входная группа в здание. Рамки с металлодетектором здесь явно недостаточно. Специалисты предлагают куда более радикальное, но проверенное решение — входные технические пропускные шлюзы. Такая система работает, например, в следственных изоляторах.
- Шлюз работает так: вы открыли одну дверь, зашли, дверь за вами закрылась. Вторая дверь не откроется до тех пор, пока вы не пройдете через рамку металлоискателя или иное сканирующее устройство. Кроме того, такая система дает охраннику время осмотреть вас и убедиться, что вы не являетесь злоумышленником, - говорит Дмитрий Галочкин.
У системы шлюзов есть важный нюанс. Придется перераспределять потоки школьников — одну дверь оставлять на вход, а другую — она может находиться вообще с противоположной стороны здания, - на выход. Впрочем, особой сложности в подобном решении эксперты не видят. Опыт разграничения людских потоков учреждения, в том числе и учебные, приобрели и закрепили за годы пандемии коронавируса.
Второе слагаемое безопасности — интеллектуальное. Специалисты сферы охраны совершенно серьезно говорят о том, что искусственный интеллект и нейросети в качестве школьных охранников — вопрос ближайшего будущего.
- Система досмотра и видеонаблюдения с применением компьютерного зрения и искусственного интеллекта — это реальные разработки, которые уже имеются. Может показаться, что это дорого. Но нет, мы говорим о больших данных. Такие технологии должна внедрять не одна школа, а все по стране. В результате стоимость подобного продукта будет стремиться к нулю. Система умного зрения сможет при помощи техник профайлинга определить в человеке девиантное поведение, наличие оружия, сможет сканировать его намерения по особенностям походки. Кроме того, система должна быть интегрирована с базами МВД и ФСБ, чтобы моментально определять, имеет ли человек отношение к запрещенным организациям или деструктивным субкультурам, - рассказал Галочкин.
Что касается отсутствия у школьных охранников при себе оружия — у сотрудника ЧОПа в школе 88 Ижевска его тоже не было — то здесь специалисты непреклонны. «Огнестрел» в здании учебного заведения должен быть под запретом даже для тех, кто это здание обязан охранять.
- Оружия у охраны быть не должно. Есть огромный риск, что включится человеческий фактор. Охранник может быть уставшим, потерять бдительность. Если в помещении есть оружие, оно может быть отобрано и применено.
Татьяна Антонова