Есть хороший способ узнать,
честный ли человек.
Надо просто спросить его, честный ли он. И если он ответит «Да», то перед вами лгун. (народная мудрость)
Конечно, это шутка, но, как говорят, в каждой шутке есть доля шутки.
А если серьезно, то если человек утверждает, что он никогда не обманывает, то это плохой обманщик, очень глупый - так как обманщик немного поумней так утверждать никогда не будет. Он скажет - да, бывает, что он обманывает, но только исключительно во благо того, кого обманывает.
А супер обманщик скажет, что, конечно же, он обманывает, и вовсе не для блага того, кого обманывает. А просто это плохие люди, и он их обманывает на пользу хорошим людям, ради справедливости (ну, соответственно своему пониманию этой справедливости).
И только почти честный человек скажет, что в большинстве случаев он обманывает просто для своей выгоды, и не особо важно, получит ли выгоду в этом случае другой человек или нет.
Потому что все мы боремся за ресурсы, потому что обманывать- это в природе человека, потому что для достижения успеха в жизни нужно уметь искусно врать, лгать и обманывать. Кстати, часто в психологические тесты ставят специальные вопросы, которые показывают, насколько честно отвечал тестируемый (шкала лжи).
Это, например, такие вопросы, как:
«Если вы стоите на пустом перекрёстке, где нет ни машин, ни людей, и горит красный свет. Вы перейдете дорогу?» Да, и никаких видеокамер. И если человек отвечает, что нет, не перейдет, это говорит о том, что на вопросы теста человек отвечал нечестно.
Но таким образом можно выявить только плохо умеющих это делать обманщиков, хороших обманщиков на такой мякине не проведешь. Ну, а тому, кто обманывать вообще не умеет и соответственно никогда этого не делает, я думаю, нет места в обществе.
Предвидя ваше возмущение, приведу пример.
Приходите вы в гости, а там человек – правдолюб, и у него в голове есть эталон мужчины и женщины. И вот он начинает говорить свою правду: нос у вас широкий (длинный), ноги короткие (худые), одежда от прошлой коллекции, сумочка не подходит к туфлям, вес больше (меньше) нормы.
И что вы? Вы начнете избегать этого человека, потому что он неприятный.
Так почему же или для чего все мы слышим с детства (если уж не дома, то в школе), что обман - это плохо, что врать нельзя, что надо быть честным. Почему вообще у ребенка появляется желание это делать, и зачем это надо устранять? И как это регулировать?
Приходит время, когда у ребенка формируется скептический взгляд на правила, и он понимает или скорей даже чувствует, что выполнение правил, которые ему дает семья и школа, чаще обусловлено контекстом ситуации. А что, если у него отсутствует скепсис, и юношеский максимализм определяет его поведение до зрелого возраста? Что лучше: выстраивать отношения и подстраиваться к ситуации или бескомпромиссно рубить правду матку?
Здесь мне вспоминается вот такая история.
Мальчик приходит домой со школы с записью в дневнике от учителя.
«Ваш сын украл карандаш у другого ученика. Разберитесь с сыном».
Отца, возмутил этот поступок сына, и он принялся ругать его.
- Как ты мог, какой позор, разве мы не говорили тебе, что так делать нельзя, так поступают только плохие дети, разве ты об этом не знаешь? Зачем ты это сделал? И, в конце концов, попросил бы меня, я тебе с работы сколько хочешь таких карандашей бы принес.
Что ж, хороший урок от отца. Какой в этом случае сын сможет сделать для себя вывод? Правильно, он поймет, что плохо не воровать, а быть пойманным за воровство; и плохо не обманывать, а быть уличенным во лжи.
А если мальчик окажется и более разумным, и жизнь преподнесет ему соответствующие уроки выживания, то он скоро поймет и то, что быть пойманным на воровстве или лжи плохо только в случае, если это твои друзья, а не враги (ну, по крайней мере, на момент обнаружения проступка).
Вот интересно, а вы, воспитывая ребенка, что говорите ему об обмане, уточняете ли контексты? Несомненно, обманывать маму с папой плохо однозначно, потому что мама с папой заботятся о благе ребенка. Ну, опять же, как они это благо понимают, причем эти понимания могут и расходиться, тем более после возможного развода.
- А учителя в школе, как по-вашему, можно обманывать?
- Если можно, то в каких случаях?
- А друзей, а одноклассников, а мальчикам девочек и девочкам мальчиков?
- А дяденьку, который обещает показать щеночка в ближайшем подвале, можно обманывать?
- А государство в лице работодателя и проверяющих и контролирующих служб можно обманывать?
- А как вас учили в детстве в отношении обмана, всегда ли вы следовали этим правилам, а если не следовали, то было ли вам за это стыдно?
- Считали ли вы себя виноватыми?
- Как сейчас воспитываете своих детей и внуков, что говорите об обмане?
- Понимаете ли вы, что такое двойные стандарты?
Задавая эти вопросы, я, конечно же, задаю их больше себе, и у меня нет на них однозначного ответа. Где та грань, тот водораздел, делящий ложь и обман на социально приемлемый и недопустимый?
Как объяснить это ребенку, чтобы он не стал прожжённым прохиндеем, обманывающим для своей выгоды всех вокруг, или человеком, не идущим ни на какие компромиссы и не приемлющим другие точки зрения, отличающиеся от его, как он считает, единственно правильной.
К какому же выводу я прихожу?
Как всегда, нужна середина, да, да, та самая золотая.
Наталья Обердерфер
Мне понравились выводы, которые автор делает в этой статье. Про природу человека точно подмечено. По моим ощущениям последние 15 лет мы в России живем в обстановке сплошного лицемерия. А это разве не обман? Еще какой! Развращающий умы, души, тела. Мы превратились в людей, старающихся обвести друг друга вокруг пальца. Но при этом обижаемся, когда обводят нас. Моральные принципы не работают. Правил нет. Сплошные понятия, как в бандитской среде. (Алла Перевалова).