Татьяна Ахутина, профессор, доктор психологических наук, заведующая лабораторией нейропсихологии факультета психологии МГУ и лабораторией трудностей обучения МГППУ
Трудности овладения письмом, иначе говоря, различные виды дисграфий — явление, нередкое в начальной школе. Они обнаруживаются в первом классе и в значительном числе случаев сохраняются и позднее, отчетливо проявляясь при повышении требований к письменной речи. Психологические исследования, направленные на анализ трудностей обучения этих детей, показывают, что для большинства из них характерно парциальное,
Какие это могут быть трудности?
Есть дети, которые легко отвлекаются, не вникают в содержание задачи, отвечают, не подумав, не замечают абсурдности результата. Эти особенности — проявления отставания в развитии функций программирования и контроля. Слабая произвольная организация и невысокая мотивация приводят к неуспехам в учебе и нарушениям поведения. Репрессии в школе и дома еще более снижают учебную мотивацию и ведут к еще большему отставанию в учебе и к закреплению нарушений поведения. Отсюда открывается путь к ложной компенсации — браваде, взятию на себя роли шута, а позже и к асоциальной позиции.
Трудности программирования и контроля проявляются во всех школьных заданиях, требующих произвольного внимания, в том числе в письме.
У детей с отставанием в развитии этих функций наблюдаются следующие ошибки в письменных работах:
— пропуск или вставка элементов букв, самих букв, слогов, слов (упрощение или искажение программы);
— инертное повторение (персеверация) предшествующих элементов букв, букв, слогов и слов, например, ледоход — ледоходох;
— «слипание» (контаминация) двух слов, например: на ели лежит — на елижит;
— ошибки языкового анализа (отсутствие прописной буквы в начале предложения, реже — пропуск точек в его конце, слитное написание слов)
— орфографические ошибки при знании правил
При задержке развития функции переработки слуховой и кинестетической информации ребенок путает при чтении и письме близкие по звучанию и произношению звуки (обжора — опжора), соотнесение буквы и звука осуществляется медленно, навыки чтения и письма не автоматизируются. Трудности чтения ребенок пытается компенсировать угадывающим чтением. В письме, кроме замен близких звуков, могут встречаться еще и замены близких по написанию букв.
Иначе проявляются трудности в переработке
Нарушение целостного восприятия проявляется и в том, что этим детям, в отличие от других, не всегда помогает метод опорных точек при обучении письму цифр и букв. Так, первоклассник после обведения образца цифры 1 два раза соединил три опорные точки правильно, а потом стал соединять их сверху вниз и сам не заметил, что вместо единиц у него получились «галочки».
Наконец, необходимо упомянуть и трудности переработки зрительной информации. У детей страдает формирование четко дифференцированных образов предметов, они плохо рисуют, у них задерживается формирование словаря, усвоение букв и овладение чтением.
Всем детям с дисграфией можно помочь, развивая отстающие функции с опорой на успешно сформированные.