Приближаются длинные праздники: Новый год, переходящий в Рождество. Как и чем занять в эти дни детей? Вопрос не праздный, особенно в наше бурлящее время, чреватое разного рода административными инновациями. Так, например, в ряде регионов в целях борьбы с коррупцией в детских садах запретили приглашение Дедов Морозов и Снегурочек, которые (о, ужас!) не имеют лицензии, уклоняясь от оплаты аренды помещений и дорогостоящего музыкального инструмента, именуемого пианино. И правильно! Нечего детям замирать под елкой в костюмах зайчиков, белочек и прочих снежинок. Несерьезно все это. Время нынче не такое, чтобы легкомысленно предаваться забавам. Необходимо с младых ногтей укреплять нравственный иммунитет, делая детей невосприимчивыми к влияниям сомнительных Санта-Клаусов и Снегурочек, не способных выживать в условиях глобального потепления.
Да и дети нынче другие. Учительница второго класса, прочитав с учениками «Кот в сапогах», попросила их подготовить вопросы по сказке. На следующий день девочка спросила: «Почему, когда братья делили наследство (кота, мельницу и прочее имущество), при этом не присутствовал нотариус?» Вот это деловой современный подход, диктующий проводить праздники без праздности, вводить в школьные программы бесчисленное количество новых предметов: «Семейные ценности», «Раздельная сортировка мусора» (заканчивается Год экологии) и т.д. и т.п. Любая обострившаяся в обществе проблема вызывает у государственных мужей желание немедленно снять ее посредством внедрения в школу дополнительного предмета, отвечающего на вызов времени. Но, увы, катафалк не резиновый, всех не вместит, ибо немедленно возникает вопрос: а за счет чего воплотить эти предложения в жизнь? Ценой сокращения времени на изучение русского языка? Или, быть может, математики? О ней-то и пойдет речь.
Ничто не ново под луной. Оказывается, то, что профессионалы гордо именуют «воспитанием средствами предмета и формированием метапредметных компетенций», уже широко использовалось в России еще в начале прошлого века.
Передо мной «Сборник задач противоалкогольного содержания» (Пособие при преподавании арифметики в низших школах всех ведомств). Год издания 1914-й. Издал его кружок деятелей по борьбе со школьным алкоголизмом. Столкнувшись с этой острой тогда (?) проблемой, выше обозначенные деятели настаивали на введении в школах специального дополнительного предмета: «алкоголеведения». Но, не найдя поддержки своей полезной инициативы, они пошли другим путем: решили использовать преподавание арифметики для антиалкогольного воспитания, сопровождая соответствующими задачами изучение каждого арифметического действия. Эту идею в 1914 г. поддержал Святой Синод, который издал распоряжение, предписывающее на уроках арифметики в церковных школах предлагать учащимся задачи противоалкогольного содержания. Помимо прочего рассмотрение их условий дает представление об истории повседневности того времени. Вот, например:
Сложение
Каждый житель России (на круг) выпивает в год 12 бутылок водки, 10 бутылок пива и 3 бутылки виноградного вина. Сколько бутылок в год он выпивает?
Наше Отечество истратило в 1910 г. на свою защиту от неприятеля 598 миллионов рублей, на внутренний порядок — 160 миллионов, на помощь земледелию — 86 миллионов, на народное образование — 80 миллионов, на суд — 76 миллионов. А пропито населением в том же году на 78 миллионов рублей больше всей суммы перечисленных расходов. Сколько пропито?
Вычитание
В 1910 г. в России было 111 427 заведений, торгующих спиртными напитками, а школ 102 539. Насколько было больше в России питейных заведений, чем школ?
Один доктор высчитал, что из 600 детей, рожденных от пьянствующих матерей, только 265 прожили более 2 лет. Сколько умерло?
Умножение
Сотка водки (одна сотая часть ведра) убивает собаку. Сколько водки нужно, чтобы убить человека, вес тела которого в 12 раз больше веса тела собаки?
В деревне живет 228 душ народу, причем каждый пропивает (на круг) по 6 руб. 72 коп. в год. На деньги, пропитые за 1 только год, можно было построить школу. Сколько стоит постройка школы?
Деление
Ежегодно в Петербурге, столице нашего государства, умирает от пьянства 21 человек из каждых 100 тысяч населения; в Париже, (столице Франции) — 7 человек; в Берлине (столице Германии) — 3 человека. Во сколько раз больше народу убивает водка в нашей столице, чем в названных городах?
В 1910 году в России осуждено за разные преступления 88 478 человек, причем половина из них сделалась преступниками из-за собственного пьянства. Узнайте число этих несчастных, которых погубила водка в одном только 1910 году?
Проценты
Из 4200 сумасшедших (в 1902 г.) 37% сошли с ума от пьянства. Сколько это составит человек?
В 1911 г. только в Московском уезде замерзло 60 человек, причем 60% этого количества замерзли в пьяном виде. Сколько пьяных замерзло?
Думаю, нет необходимости в дальнейших доказательствах целевого воспитательного посыла этого любопытного сборника, где есть задачи на простые и десятичные дроби и т.п. Авторы нашли выход, используя царицу наук в борьбе со злом, несшим бедствия населению России.
Нельзя сказать, что воспитание средствами предмета не использовалось во времена славного советского прошлого. Я еще застал то время, когда учителей математики упрекали в абстрактных примерах, а в качестве связи арифметики с жизнью предлагалось подсчитать: на сколько процентов увеличилась доля Героев Социалистического Труда среди делегатов двадцать пятого съезда партии по сравнению с предыдущим двадцать четвертым съездом КПСС? Так тогда понималась связь школы с жизнью.
Что же мешает сегодня в новых условиях отвечать на вызовы времени средствами уже имеющихся предметов, не расширяя до бесконечности учебные планы школ? Ханжество и трусость! Легко заметить, что авторы дореволюционного задачника, адресованного детям начальной школы (!), не боятся использовать удручающую статистику, дающую представление о подлинных масштабах бедствия. С этой точки зрения сборник представляет для нас исторический интерес, опровергая мифы о золотом дореволюционном прошлом, распространенные в нашем общественном сознании. Авторы нисколько не бояться упреков в очернительстве и имеют мужество называть вещи своими именами.
Но вернемся к началу этих заметок. Чем же занять детей и взрослых в период длинных зимних каникул? Правильно — по примеру наших предков — отрезвляющей математикой. Тем более что череда семейных праздников по традиции сопровождается у нас обильными возлияниями. Что создает для детей дополнительную возможность приобщиться к непосредственной экспериментальной исследовательской деятельности, наблюдая за поведением и реакцией близких людей. (Как можно более раннее приобщение детей к исследовательской деятельности входит сегодня в задачу школы.) А еще считается, что уже с раннего возраста необходимо прививать ученикам навыки сравнительного анализа. Поразительно, но и эту задачу не упустили из поля зрения наши предшественники, о чем свидетельствуют две связанные между собой задачи:
Каждый американский рабочий зарабатывает в год 1370 рублей, а пропивает из каждых десяти рублей заработка 16 коп.; русский же рабочий получает в год 499 руб. и пропивает 12 копеек из каждого рубля. Сравните суммы, пропиваемые тем и другим: кто пропивает больше и насколько?
Сравните деньги, остающиеся на прожитие у того и у другого: у кого остается больше и насколько?
А нам, людям взрослым, на основе сравнения не мешало бы выработать трезвый подход к воспитанию и обучению.
Автор: Евгений Ямбург, заслуженный учитель РФ