Он сделал для отечественного кино не меньше, чем Алексей Балабанов, Сергей Бодров и Виктор Сухоруков. Со всеми ними кинооператор Сергей Астахов работал, но оставался по ту сторону кадра, поэтому мало зрителей знают его в лицо. Лишь раз он сам снялся в кино — в финале «Брата» сыграл дальнобойщика. «Влюблен по собственному желанию», «Брат», «Про уродов и людей»,
«На „Войне“ все было экстремально»
— Помните, как взяли в руки камеру?
— Я родился в Мордовии, в деревне. Когда я учился в восьмом классе, родители купили мне камеру «Киев
— Ваши первые сюжеты имели успех?
— Оглушительный! (Смеется). Нельзя недооценивать силу кино, особенно его воздействие на людей, скажем так, простых. Для них было шоком видеть себя на экране со стороны. Народ радовался и хохотал. Некоторые женщины даже подходили с просьбами: «Сними моего Ваньку, когда он пьяный, пусть ему стыдно будет». Они думали: вот увидит муж себя со стороны, какой неприглядный «под мухой», и пить бросит. К сожалению, такого эффекта мои съемки не имели.
— Односельчане, наверное, гордились, что они земляки такого известного человека, который снимает кино?
— Да как сказать. Помню, снял я многосерийный фильм «Хлеб — имя существительное». Наверное, в то время необходимый, да больно уж длинный и не
— Вы сыграли дальнобойщика в «Брате». Как это получилось?
— Была досъемка, зимой. На роль дальнобойщика не смогли найти человека: каскадеры не устраивали Балабанова по игре, а актеры не умели водить «КамАЗ». А еще Леша очень хотел видеть в кадре водителя с русской рожей. И тогда монтажер фильма Марина Липартия предложила: «Давай снимем Астахова». Все же знали, что я жил в деревне и с детства управлялся с любой техникой. Я согласился с условием: чтоб в кабине повесили мою фотографию с дочкой Дуней. А настоящий водитель машины уперся: «Нет, ему я „КамАЗ“ не доверю». У меня права были не той категории, которая требовалась для управления грузовым транспортом. Но тут он увидел в правах — наши дни рождения совпадают день в день и год в год, и согласился. Было трудно, конечно,
— Вам часто приходилось рисковать собой на съемках? Говорят, в экспедиции с «Войной» вы в пропасть спускались по отвесной стене.
— В горах опасно все: например, установить камеру на дне пропасти глубиной примерно 250 метров. Спуститься туда надо было именно мне, чтобы поставить кадр. Кадр получился эффектным — машина падала прямо на камеру. Правда, в картину он потом не вошел, и я не жалею, я с Балабановым согласен: нельзя перенасыщать такой фильм, как «Война», слишком красивыми картинками только ради эффекта. Леша и мы все вместе с ним стремились к достоверности. К слову, камеру потом вынимали эмчеэсники. И вся эта экспедиция в принципе была экстремальной. Мы переправлялись по тросу на другую сторону горной реки, которая то и дело меняла русло. Чтобы не рисковать актерам, под плотом пропускали трос, закрепленный на тракторе. И когда трос кончался, трактор его вытягивал на берег вместе с плотом. А через 100 метров — водопад, и люди просто бы погибли. На такой картине могло случиться любое ЧП.
— Эротические сцены тоже, наверное, из разряда нелегких. Расскажите про самую откровенную сцену, снятую вами.
— Довольно откровенный момент был в фильме «По этапу», где наши актеры снимались вместе с Джоном Малковичем, Томасом Кречманом и Верой Фармига. То ли
Лично я считаю, что постельные сцены нужно снимать с некой долей загадочности. Чтобы зритель, смотря на действие на экране, использовал свое воображение и жизненный опыт. Пятнадцатилетний подросток представляет одно, а шестидесятилетний мужчина — другое. Но в любом случае это будет интересно для обоих. А если показывать совсем откровенно, чуть ли не до конца, то получится порнография. Эротизм ведь зависит не только от игры актеров, но и от способа съемки. Откровенные сцены чаще всего снимают при приглушенном свете. Операторская задача в этом случае сложна: ему нужно создать атмосферу тайны. А времени, как всегда, мало, да и ситуация на площадке непростая.
«Балабанов ускорил свой финал»
— С Алексеем Балабановым связан большой отрезок вашей творческой жизни…
— Мне очень жалко, что он умер молодым. В том возрасте, когда для мужчины начинается основное. Угасает огонь и адреналин в членах, появляется ум в голове… У него был большой потенциал, он мог бы многое еще сделать. Но Леша сам себе ускорял финал. Это тяжелая история, она в
И, конечно, мне жаль. Не будет другого человека, который может снимать так, как Леша: он имел свое, особое отношение ко всему.
— Вы пытались бороться с его пристрастием к алкоголю?
— И я, и жена Надя — святая женщина! — и Сергей Сельянов с ним не один раз говорили на эту тему. Но прежде чем «завязать», человек должен этого сильно захотеть. Мне кажется, Леша хотел не очень. Это же болезнь, а не только сила воли. И я знаю мало людей, которые победили алкоголизм самостоятельно. Тот же Виктор Сухоруков, когда запивал, «мама» не мог сказать вразумительно. Но однажды он взял себя в руки и решил «нет!», причем без подшивки. Сейчас Виктор бодр, полон энергии и счастлив. Впрочем, отказ от спиртного не на всех так действует —
— Где сделан портрет Алексея Балабанова, который висит у вас на стене?
— На картине «Замок», Леше на нем 35 лет. Балабанов очень хотел, чтоб я снимал этот фильм, и мне самому нравился сценарий. Мы выбрали вместе натуру, но было очень мало денег. И снять картину, как ее задумывал Леша и видел я, не было возможности. Это же
— А чем вам нравится этот портрет?
— Леша на нем очень оптимистичный, в глазах надежда. Он и жену Надю на съемках «Замка» встретил. Это я уговорил ее работать на картине художником и, получается, сосватал. Думаю, в этом моя заслуга, потому что Надя, я думаю, продлила Леше жизнь на много лет.
— Вы и с
— Сережа сразу произвел на меня впечатление очень доброго и умного человека. Для меня это качества, которые определяют уровень доверительности отношений. У меня лишь с немногими людьми была именно такая дружба. С Олегом Янковским когда встречались, то были в той степени откровенности, которую не со всеми близкими друзьями себе позволяли. Мы понимали, что никогда не используем эти слова во вред друг другу. И с Сережей Бодровым была такая же ситуация —
— С актерами Алексей Балабанов был дотошным, жестким, требовал точного исполнения его задач. А с вами?
— С Алексеем у нас был длинный путь. Эволюция Леши была значительной, в первое время он не понимал, как отснятый материал будет выглядеть на экране. И переспрашивал: «А вот это будет видно? А вот то?». Я объяснял, обещал, и главное — все получалось так, как я говорил. Это было важно, особенно когда не было монитора. Потом он успокоился и особо не лез в мою работу. Лишь однажды, когда мы начали картину «Мне не больно», у нас с Лешей было небольшое совещание с привлечением Сергея Сельянова. Так как история мелодраматичная, картинку решили немного поднять по светлости. Свет был причесанный, но все равно это получилось натурально, убедительно. Кстати, это любимое слово Леши в оценке снятого кадра — «убедительно».
«Операторская работа хороша, когда она незаметна»
— Как вы относитесь к тому, что в кино сейчас много спецэффектов и компьютерной графики?
— Для меня формирование экранной картинки зависит от первоисточника, то есть от того, какая в основе сценария лежит литература. Если фэнтези, то можно позволить себе некую долю преувеличения, спецэффектов. Фильм Ридли Скотта «Гладиатор», к примеру, настоящая машина времени. Сочетание компьютерной графики и стандартных видов съемки там идеально. Кстати, их обилие и от оператора тоже многого требует. При нормальном ходе работы оператором формируется характер изображения, и компьютерщики под него подстраиваются.
— А не падает уровень операторского мастерства из-за наличия цифровой техники?
— Продюсер, который рассуждает о том, что сейчас цифровые камеры и можно отрегулировать картинку по монитору — все будет красиво и резко, — не прав. У кинооператора три главных инструмента: свет, композиция и движения камеры. А по большому счету — голова. И если продюсер хочет получить картинку, которая выделит его фильм из ряда других, над изображением надо работать. Возможности техники кино сильно возросли. И отсутствие чувства меры, бывает, доводит до того, что оператор только «бряцает» своими возможностями, а изображение сильно расходится со сценарием по атмосфере. Я склонен пожертвовать красивой картинкой ради замысла режиссера и содержания сценария. Операторская работа хороша, когда она незаметна. И большинство фильмов, оставшихся в истории кино, сняты именно так. А красивые картинки — это, как говорят многие сейчас, «попсово» и «прикольно». Сейчас прикольно, а дальше уже и не очень.
— Существует ли операторское братство? Вы друг друга выручаете на картинах?
— Я с гордостью могу сказать, что братство есть. И, по-моему, есть только у нашего цеха. Существует премия «Белый квадрат», где мы вручаем призы коллегам. Представьте себе, что режиссеры вручают призы друг другу! Бред. (Улыбается.) Бывает, начинаешь картину и по каким-то причинам не можешь ее закончить — друзья приходят на помощь. Ты сам кого-то порой выручаешь, и это в порядке вещей. Подхватывая работу коллеги, многие умеют попасть в его стиль. Это говорит об уровне профессионализма, это важно. Снимая картину «Метро», я на каком-то этапе подключил молодого оператора Сергея Шульца. До этого я провел разработку основного стиля изображения. Но картина остановилась на два месяца, потом у меня закончился контракт, и я не мог по разным причинам снимать картину, а Сергей продолжал. Я присутствовал на площадке бесплатно, сделал для «Метро» несколько эксклюзивных технических приспособлений. На съемках было только штук 15 рельсовых и канатных дорог для разных кадров.
Когда Динара Асанова начинала картину «Пацаны», Юрий Векслер болел. Я снимал за него. Я неделю подменял Сергея Ландо в фильме «Цирк сгорел, и клоуны разбежались» у режиссера Владимира Бортко, хотя в титрах нет моей фамилии. Снимал «Бедный, бедный Павел» у Мельникова, продолжая работу предыдущего оператора. И продолжал первую картину Балабанова после Саши Долгина. Снимал «Ветку сирени» за Андрея Жегалова в Испании, так как прямо в аэропорту, на паспортном контроле выяснилось, что у него закончилась виза.
— Кого из своих друзей вы пригласили на юбилей?
— Да всех, кого я знаю. И Сергея Сельянова, и Виктора Сухорукова, и Сергея Соловьева, и Андрея Мерзликина, и Славу Бутусова, и Шнура. И многих других, которые позволили мне дожить до юбилея радостно и счастливо.
Я очень люблю жизнь, и в ней должно быть удовольствие от общения. Балабанов однажды сказал мне: «Серега, ты гедонист и эпикуреец». Я тогда не знал значения этих слов и даже хотел обидеться, но он мне сразу объяснил, что это неплохо. По крайней мере, это совпадает с тем, что я хочу ощущать, общаясь с людьми. Я люблю удовольствия и считаю, что многие проблемы можно решить без вырывания волос на голове, конструктивно. Какие-то трагические вещи все равно никуда не деть: а если есть возможность преодолеть ситуацию с меньшими потерями, это хорошо. У меня много детей от разных женщин, у меня уже трое внуков, и все мои близкие люди нормально ладят между собой. Дети и внуки меня любят. И я рад, что так получилось. По большому счету — я счастливый человек!
материал: Наталья Черных