Любопытное расследование "МК" на тему цветочного бизнеса. Раньше было два праздника-лидера по цветочным продажам: 8 марта и 1 сентября. За последние годы к ним примкнула и эта дата. Прижилась, как все, что связано с любовью. (Алла Перевалова, редактор сайта).
День святого Валентина в нашей стране любит космополитичная и любвеобильная молодежь и проклинают ортодоксальные антизападники. Так или иначе, продавцы цветов делают на 14 февраля и 8 Марта половину годовой выручки — несмотря на кризис, не стал исключением и этот сезон!
Спрос на цветы перед Днем святого Валентина огромен, многие заказывают курьерскую доставку, поэтому в компаниях с большим оборотом курьеры сбиваются с ног и не справляются. Стало быть, найти работу «романтического гонца» на несколько дней нетрудно. Лезем на сайт вакансий, выбираем «курьер по доставке цветов» и звоним по первому же номеру:
— Здравствуйте, вам не требуются временные курьеры?
— Да-да, требуются! Внешность славянская? Внешний вид опрятный? Паспорт РФ есть? Приезжайте скорее!
В офисе цветочной компании — атмосфера биржи. Суета, шум и гам, у диспетчеров не выключаются телефоны, хлопая дверьми, прибывают и отбывают курьеры, девушки-флористки едва успевают компоновать букеты. Кадровик Сергей из отдела логистики, мельком глянув на меня, делает ксерокопию паспорта, игнорируя трудовую книжку, отсутствие опыта и подробности моего интереса к курьерской должности, произносит магическую фразу «вы приняты!» и сразу переходит к инструктажу:
— Доставка цветов у нас бывает двух типов. Первый вариант — цветы заказывает тот, кто собирается сам дарить. Заказчик выбирает букет на сайте, курьер привозит ему заказ, оплата онлайн или наличными на месте. Дальнейшая судьба букета от нас не зависит. Второй вариант — заказчик выбирает и оплачивает букет, после чего дает адрес и имя получателя. Ты привозишь букет и вручаешь его девушке — но тут уже есть нюанс! В цветах может быть открытка-записка от дарителя — в этом случае все тоже просто и понятно. Но часто даритель желает сохранить инкогнито — разыгрывает какую-то интригу в процессе ухаживания или просто «интересничает». Тут наша главная фирменная «фишка» — анонимность. Если заказчик желает оставить свое имя в тайне — курьер не имеет права говорить получательнице, от кого букет. Два имени записаны в заказ-наряде, но ни показывать его, ни уступать настойчивым просьбам раскрыть секрет — нельзя! Это строгое правило, поддаваться на уговоры запрещено. У нас уже был жуткий инцидент, курьер сдуру проболтался, распались аж две семьи… Муж одной прислал букет жене другого, у них там был какой-то замороченный любовный четырехугольник, прозвучавшее имя услышал тот, кому не следовало, все вскрылось... Заказчик потом нам названивал, умолял что-нибудь сделать, вот только мы уже были бессильны. Курьера, конечно, уволили — но такие моменты портят имидж компании. Если настаивают или выпытывают — отмазывайтесь тем, что вы просто из службы доставки и вам передали заказ.
Я продолжаю вникать в инструктаж. С непосредственным вручением цветов через раз случаются сложности. Анонимность доставки включает еще и элемент сюрприза до самого момента вручения. Поэтому, когда курьер стоит у подъезда (перед консьержем или тем паче охраной в элитном доме) и говорит с адресатом букета по телефону или домофону, он до последнего не должен говорить, что привез цветы. Но бесконечный бубнеж заклинания «вам доставка» не прокатывает — люди говорят, что они ничего не заказывали, подозревают подвох. В виде исключения все же можно откровенно признаться, что сюрприз — цветы. Тут могут сразу пустить, но могут и начать снова допрашивать, от кого да почему... Порой проблемой становится состоявшееся семейное положение девушки — она замужем или есть бойфренд. И если букет отправлял «третий лишний», что бывает нередко, то дама, скорее всего, не захочет себя компрометировать, принимая такой подарок… В такой ситуации регламент действий курьера требует созвона с заказчиком для поиска компромиссного решения — раскрыть инкогнито, попытаться оставить букет у консьержки или соседей и т.п. Но случается так, что расстроенный кавалер чертыхается и оставляет букет в распоряжении курьера — «делайте с ним что хотите, хоть в урну киньте!» Поскольку цветочная фирма свои деньги уже получила, да и везти букет обратно в офис нереально (на руках еще 3–5 заказов, и маршрут распланирован), курьер получает возможность поиграть в «мающегося дурью богача» и подарить его первой попавшейся приглянувшейся барышне.
— Букет с доставкой — это не «три гвоздички», по нему сразу видно, что он дорогой и роскошный, а значит, «в обмен» на него у девушек несложно и телефончик стрельнуть! — хвастается романтическими успехами мой новый коллега курьер Илья.
Будни цветочной доставки
— Как-то накануне 8 Марта пришел заказ на десятка полтора дорогих букетов. Год, помнится, был из сытых, вторая половина 2000-х где-то, народ деньгами сорил, — рассказывает курьер Артем. — Привозим по адресу полную машину цветов — центр города, старый особняк, офис. Отзваниваемся — дескать, груз прибыл, и тут же из стоящего у обочины микроавтобуса вываливается группа спецназа, в брониках, касках со щитками, с автоматами. Мы чуть не обделались, а они ржут и забирают букеты — оказалось, что шеф какой-то крутой компании так решил поздравить дам из своей конторы. Нанятые омоновцы (я так и не понял, их роль играли артисты или натуральные менты?!) должны были провести реальные «маски-шоу» с выносом дверей, выставлением всех лицом к стенке… и последующим вручением букетов. Посмотреть на столь экстравагантный способ поздравления, правда, не удалось — не пригласили…
— Звонит мужчина, заказывает букет. Язык заплетается, в чем он тут же и признается напрямую — извините, я, дескать, сильно выпивши, сижу вот в ресторане, выбрал у вас на сайте букет, хочу заказать доставку цветов, — вспоминает Ольга из кол-центра, принимающего заказы. — Мы отправляем ему счет на оплату — оплаты нет. Наутро уже хотели отменять, но тут внезапно приходят деньги, а потом звонит и сам этот мужик — он проснулся, ничего не помнит, но увидел счет, оплатил его, не особенно задумавшись. А потом все же решил позвонить и узнать — для кого он и что оплатил?! Мы ему говорим — получателя зовут Татьяна, никакой открытки приложить к цветам вы не просили, заказали доставить букет вот по такому адресу, букет уехал, а других подробностей, разумеется, не знаем. Он же хлопает себя по лбу и кричит: вспомнил! Координаты оказались адресом того же ресторана, где он вчера зависал и где ему понравилась симпатичная женщина-администратор.
— А как-то заказывали букет из… семисот роз! — восторженно рассказывает флорист Инна. — Ну, в смысле 701, конечно, нечетное число. Мы предупредили, что выглядеть и смотреться такая композиция будет странновато, но заказчик, горячий азербайджанский парень, был готов. В результате букет нам пришлось собирать на улице, поскольку он просто не прошел бы в дверь — увязывали несколько одинаковых пучков при помощи лент и скотча, устанавливали на стебли губки с питательным раствором, поскольку вазу под такой «веник» найти нереально. Доставляли на «Газели», на которой завозим цветы на склад, запихнули кое-как через задние распашные двери… Забрал букет сам заказчик, а как уж они его там в дом заносили — для нас до сих пор загадка!
Нет романтики в курьерской доле!
Свою первую рабочую смену я начинаю с трех букетов. Диспетчер грамотно подобрал заказы — все на одной ветке метро. Правда, вблизи станции лишь один адрес — в офисе, два других — в жилых домах и требуют езды на маршрутке. Народ в автобусе улыбается, человек с тремя охапками цветов вызывает позитивные эмоции у хмурых утренних пассажиров.
Первый адрес — обычная хрущевка, мрачный подъезд. Магнит на двери не работает — сразу иду к нужной квартире, в душе радуясь, что не пришлось играть в загадки по домофону. На звонок открывает мрачная девушка лет двадцати, на лице ни грамма удивления и ни намека на улыбку.
— Доставка цветов…
— Давайте.
— А там еще записка…
— Давайте-давайте, я и без нее все знаю, прощения он просит…
— Э-э-э… вы его простите?
— Там видно будет… До свидания.
Как велит регламент, отзваниваюсь клиенту — вручил лично, все ОК. Мужчина интересуется настроением барышни — утешаю его, соврав, что девушка улыбнулась, и советую для закрепления успеха следующий букет подарить уже лично.
Второй адрес — тоже банально-заурядный дом (хотя на что я рассчитывал — сам не понимаю, привезти цветы принцессе в башню из слоновой кости, что ли?).
— Доставка, откройте, пожалуйста! Открывают без вопросов. За дверью — пожилая женщина в халате. Принимает букет без удивления — выясняется, что у нее день рождения и букет заказан сыном, проживающим в Германии, он так каждый год делает. Отзваниваю в офис, чтобы не тратить деньги на международный звонок со своего мобильника. Блин, как-то все неромантично, говоря откровенно, иначе я себе представлял работу цветочного курьера…
Ситуацию немного исправляет третий адрес — рядом с метро, чистенький офис IT-компании, выпускающей известные каждому бухгалтеру программы. Секьюрити не пускает, вызываю клиентку по телефону к турникетам, прибегает очаровательная юная барышня и начинает меня терзать на предмет личности пославшего цветы — записка в букете отсутствует. Предполагаю, что небольшая хохма не вызовет последствий, говорю:
— Да такой толстый, лысый, рожа бандитская, на «Мерседесе»…
Девушка в ужасе, извиняюсь за глупую шутку, признаюсь, что заказчик мне неизвестен, но он, безусловно, скорее принц, чем конь, и быстренько убегаю.
Говорим «цветы» — подразумеваем «деньги»
Сегодня самый недорогой букет с доставкой обойдется дарителю в 3–5 тысяч рублей, и, на мой черствый и циничный мужской взгляд, бюджетные «веники» выглядят вполне привлекательно — «зачем платить больше», как говорила известная реклама... Однако и букетики за 40–60 тысяч рублей в заказах — не редкость.
— Я, как устроился на работу, сперва был в шоке от цветов стоимостью как последний «Айфон», — говорит курьер Илья. — Как можно тратить такие деньги на столь недолговечные подарки?! Правда, быстро смекнул, что у публики, которая дарит и получает такие букеты, все финансовые вопросы давно решены и с «Айфонами» все в порядке.
Но мы с Ильей, увы, по другую сторону баррикад, выстроенных из букетов по цене «Айфона», — не забываем, что курьерами, да еще и сезонными, идут работать не от любви к цветущей флоре, а ради денег. Так можно ли всерьез поправить свое материальное положение, развозя флору? Сам Илья, как постоянный курьер, получает 1200 рублей за рабочий день вне зависимости от количества заказов, плюс транспортные расходы: если развозит на своих двоих — то карточку на все виды транспорта на один день или бензин, если на своем авто. Сезонные же курьеры, такие, как я, получают сдельно — 200 рублей за одну доставку, если в пределах МКАД, 300 — если не далее 10 километров за МКАД и есть метро, и 400 — если опять же не далее 10 км, но метро отсутствует. Поскольку накануне праздников в заказах недостатка нет, то в принципе 15 букетов по 300 рублей за день принесут вам 4500 рублей в смену. Жаль только, такая активная работа предлагается лишь на несколько дней несколько раз в году, поэтому банально перемножить 22 рабочих дня месяца на 4,5 тысячи, получив неслабую зарплату без малого в 100 «штук», — увы, нереально…
Евгений Балабас