Родители в школах безмолвствуют. Хотя, по мнению некоторых депутатов Госдумы, их очень даже должно быть слышно, родители должны выступать «против произвола директора» и уберечь учителей от несправедливого увольнения. Авторы законопроекта о «возвращении родкомов» утверждают, что родители имеют право «рулить» учреждениями образования, но не имеют возможности воспользоваться этим своим правом.
Новым законопроектом мамам и папам предлагается отдать на откуп утверждение школьного меню, требования к внешнему виду учеников, список кружков и секций и многое другое.
О том, что не мешало бы вновь в школах возродить институт родительского участия и контроля, говорят несколько лет. Вернуть родителей в школы призывала председатель думского Комитета по вопросам семьи, женщин и детей Нина Останина, дать родителям новые компетенции в школе советовала глава родительской ассоциации Ирина Волынец. В парламенте звучали прожекты вроде того, что родительским комитетам надо дать право вето на решения школьной администрации, будто родкомы – это аналог Совфеда по меньшей мере...
И вот новая депутатская инициатива, которая уже внесена в Госдуму. Идея снабдить родителей полномочиями в школах проходит этап общественного обсуждения и сбора отзывов. Как стало известно «МК», для широты отклика используются технологии столь всестороннего охвата аудитории, что отзывы собирают даже в чатах дачных поселков.
Инициаторы возрождения из пепла школьных родкомов мотивируют тем, что в уставах такие образования упоминаются, но власти они лишены. И, кроме сборов средств «на подарки» и учебные пособия, больше ничем не занимаются.
«В этой связи руководство школ фактически игнорирует мнение родителей по многим важным вопросам», – поясняет один из авторов законопроекта, член думского Комитета по просвещению Анна Скрозникова.
– Я вижу, что авторы проекта ссылаются на пункт в 44-й статье Федерального закона «Об образовании», – говорит юрист Станислав Попов. – Не очень понимаю, почему эта отсылка – на статью о том, что родители имеют право быть ознакомленными, то есть обладать информацией об уставе, лицензии, аттестации учебного заведения и проч. Если уж говорить о полномочиях родкомов, следует толковать статью 26 – «Об управлении образовательной организацией». Вот там напрямую сказано о праве родителей влиять на принятие локальных нормативных актов в школе, возможность создавать советы или иные органы. Закон дает возможность родителям создать свою общественную организацию внутри школы или влиться в организацию вроде школьного совета, если она уже создана. Еще вижу, что предлагается законодательно закрепить понятие «родительское собрание», а решения принимать голосованием: 50% плюс один голос. У нас вообще-то по Конституции каждый имеет право объединяться и голосовать за решения с целью защиты своих интересов.
В Минпросвещения и близком экспертном сообществе полагают, что в возможности родкомов – контролировать многое, но не кадровую политику директора, разумеется. Зато можно официально взаимодействовать с представителями власти. Еще, по мнению эксперта в образовании Алены Василевой, родителям по плечу влиять на решения, связанные с безопасностью школ. Вмешиваться в финансово-хозяйственную деятельность, разрешать конфликты, помогать ПДН (полиции по делам несовершеннолетних) в профилактике правонарушений. И организовывать вместе с учителями разную «внеурочку» и мероприятия, подтягивать отстающих, закупать учебные пособия и другие предметы, связанные с учебным процессом. Про школьную столовую там тоже упоминается, но только в части «высказывания мнений», а не определения меню.
– У меня «снизу», так сказать, есть возражения, – говорит завуч московской школы, преподаватель начальной школы Лидия Леонидова. – Вот внеурочная деятельность – широкое понятие, «разговоры о важном» и профориентация, региональный час... Дополнительное образование – кружки, секции – требует очень сложной документации и согласований. Сейчас для допобразования особенно сложно соблюсти паритет «цена-качество» и оформиться, поэтому появление в школе нового кружка или секции зависит вовсе не от родительских или даже учительских «хотелок». Или госзакупки – и без того острая тема, все по тендерам идет, долго, сложно и нудно. Я не уверена, что люди, которые в этом вообще не разбираются, смогут принести здесь пользу. Как и в контроле над питанием в школьной столовой, где мы имеем лучшее из того, что школы могут позволить. Но год от года появляются родители, требующие для детей ресторанного меню...
Учителя подчеркивают, что самоорганизация у родителей сейчас хромает как никогда, добиться от них активного участия сложно. Подавляющее число взрослых работает, им некогда даже домашние задания с детьми осваивать. Обычно родкомы возглавляют неработающие мамочки или активные бабушки-дедушки. И не всегда, мягко говоря, их энергия направлена в рациональное русло.
Но в школах признают очевидную пользу родительского участия в организации мероприятий, конкурсов, смотров и фестивалей, которыми педагогов просто завалили. Делегирование хотя бы части полномочий и отчетности по ним слаженным родительским сообществам будет весьма кстати.
Станислава Одоевцева