В России участились случаи отказа в регистрации недавно ввезенных автомобилей (чаще всего речь об импорте из других стран Таможенного Союза). Причина – проверка документов в ГИБДД показывает, что транспортные средства были ввезены в ТС как запчасти, в распиленном состоянии, а потом собраны «умельцами». Поставить такое авто на учет невозможно, пояснил журналистам глава экспертного центра «Автокриминалист» Максим Шелков.
Наиболее рискованная категория автомобилей с точки зрения такой схемы – это ввезенные из Белоруссии японские «праворульки», утверждает эксперт. Нужно помнить, что в РБ вообще уже достаточно давно запрещены ввоз и регистрация праворульных автомобилей. А электронные паспорта транспортного средства (ЭПТС) на такие автомобили предоставляются попросту подложные.
– Если автомобиль определенной категории продается по низу рынка, это повод сразу заподозрить «конструктор», – рассказал «МК» специалист по подбору и обслуживанию подержанных авто Алексей Островский. – И японские «праворульки» – это далеко не самая популярная из категорий, где эта схема действует. Например, если выбирать американский спортивный автомобиль – так называемый маскл-кар – вроде «Форд Мустанг», 90% из этих машин на рынке окажутся именно сваренными из нескольких аварийных автомобилей. Такое имеет смысл купить, если хочется покрасоваться перед девушками, но ездить на этом лучше не надо. Обычно это аварийные автомобили, которые покупаются за бесценок на американских аукционах и восстанавливаются в странах бывшего СССР.
Выбирая иномарку, стоит отдать предпочтение автомобилю, зарегистрированному в России уже несколько лет, советует эксперт. Это тот случай, когда «с пробегом по РФ» – менее проблемная ситуация, чем без такового. Если речь о регистрации в Белоруссии, Казахстане или других странах Таможенного союза, то лучше выбрать автомобиль, бывший в этих странах в реальной эксплуатации – то есть сменивший владельца и пробывший в одних руках не менее двух лет.
– Определить «конструктор» непрофессионал не сможет, – рассказал «МК» автомастер-кузовщик Николай, ранее занимавшийся восстановлением аварийных автомобилей на продажу в одной из прибалтийских стран. – Качество кузовных работ может быть очень высоким, швы зашпаклеваны – так что даже с толщиномером нужно еще знать, куда «смотреть». Что касается резинок-уплотнителей – да, конечно, они будут неродными, но так будет в любом восстановленном полностью автомобиле. С этой точки зрения, конечно, надежнее купить «убитый» экземпляр, поставить его на учет и уже потом восстанавливать под своим контролем.
Наиболее надежная схема легализации «конструктора» – это вваривание в ввезенный набор «запчастей» номерных деталей от уже стоящей в России на учете, но «убитой» автомашины. Если эта операция выполнена на высоком уровне (а номера именно сохранены, а не перебиты), шансы пройти экспертизу в ГИБДД достаточно высоки.
– Еще один лайфхак, если вам отказываются ставить на учет автомобиль после восстановления, – ехать именно в то подразделение, где машина уже была успешно поставлена на учет, – рассказывает собеседник «МК». – Там не будут «опровергать» решение, которое вынесли их же коллеги ранее, и произведут нужные регистрационные действия. А вот на экспертизу, если у вас «переварка», лучше все-таки не попадать. Правильный алгоритм: надо купить и поставить на учет изношенный авто с хорошими документами, а затем восстанавливать его с использованием привезенного «донора».
Антон Размахнин