Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

«Детгиз» уйдет с молотка

В Год литературы Россия может спокойно лишиться своих самых известных и авторитетных издательств детских книг — московской «Детской литературы» и петербургского «Детгиза». Сейчас едеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) начинает процедуру оценки издательств, потом они будут выставлены на торги. И вполне смогут повторить печальную судьбу многих предприятий, которые после этого перестали существовать. Пока, во всяком случае, чиновники Росимущества никак не откликнулись на призывы со стороны писателей, деятелей культуры и руководителей издательств поддержать и спасти детскую литературу.

Московская «Детская литература» и петербургский «Детгиз» оказались в общем списке неликвидной госсобственности, которую государство продает через аукционы уже не первый год. Сейчас очередь дошла до них. Идея передачи бывшей госсобственности в частные руки через аукционы, может, и не плоха сама по себе — желание повысить уровень управляемости и эффективность предприятий, привыкших жить главным образом за счет государства, привлечение для этого частного капитала… Эти благие пожелания понятны. Непонятно другое: почему государство не делает различий между промышленными предприятиями и издательством детских книг? Кстати, в условиях продажи «Детгиза» не указано никакое обременение — то есть новый собственник не будет обязан сохранить основной вид деятельности — издательство детских книг, — и ничего ему за это не будет.

Впрочем, не исключен и другой вариант сценария, по которому в Петербурге уже исчезли несколько издательств — «Аврора», «Искусство Петербурга». Схема простая: предприятие выставляют на продажу, его никто не покупает, выставляют второй раз — снова нет желающих. И государство запускает механизм ликвидации. «Аврора» и «Искусство Петербурга» до сих пор не уничтожены юридически, потому что это очень громоздкая процедура, занимающая годы, но организаций уже нет — люди уволены, книги не выпускаются. У «Детгиза» своей собственности нет, никакой привлекательной недвижимостью он не владеет. Фактически, кроме немногочисленных сотрудников, там и продавать нечего. Значит, скорее всего, желающих купить «Детгиз» может и не оказаться. Зато будет расчищена поляна для конкурентов — коммерческих издательств.

— В результате будут потеряны рабочие места, традиции и опыт выпуска книг, — говорит Алла Насонова, генеральный директор издательства «Детгиз». — У нас работает меньше двух десятков сотрудников, может, это небольшая потеря для человечества — они все найдут работу, мир не рухнет от того, что несколько детских книг не будут изданы. Впрочем — не знаю. Неверна сама политика: когда-то мы были госпредприятием, потом из нас сделали акционерное общество со стопроцентным государственным капиталом. А в уставе любого АО написано: главной целью является получение прибыли. Но это же неправильно! Это как если бы в уставе Большого драматического театра или Русского музея было написано: главная цель — извлечение прибыли. Нас создавали для художественных, гуманитарных, просветительских, образовательных целей. Теперь они никому не нужны?!

«Детгиз» родился в сентябре 1933 года: тогда по инициативе Маршака были открыты сразу два отделения — ленинградское и московское. Пока Маршак жил в Ленинграде, головным считалось ленинградское издательство. В 1937 году его фактически разгромили: были арестованы выдающиеся авторы и редакторы детской литературы — Лидия Чуковская, Тамара Габбе, Николай Олейников, Александра Любарская, Николай Заболоцкий, Зоя Задунайская. Кого-то расстреляли, кто-то потом вышел из тюрьмы. Маршак в 1938 году переехал в Москву. После войны ленинградское отделение стало восстанавливаться: появились талантливые редакторы, с войны пришли интересные авторы — Виктор Голявкин, Радий Погодин, Сергей Вольф.

«Детгиз» оставался огромным издательством с двумя редакциями в Москве и Ленинграде, которое выпускало около 180 наименований книг общим тиражом почти 120 млн экземпляров до 1991 года. Потом две редакции решили разделиться окончательно: тогда у россиян еще были иллюзии, что стоит перейти на хозрасчет и самоокупаемость, как жизнь станет просто замечательной. Московское издательство оставило себе название «Детская литература», ленинградское — «Республиканское издательство детской и юношеской литературы «Лицей»: у обоих в уставе есть запись, что они являются правопреемниками прежнего «Детгиза». В 2002 году «Лицей» вернул себе прежнее название, и теперь он называется «Детгиз».

С тех пор издательство ежегодно выпускало около 30 наименований книг, регулярно получало за них награды, в том числе и на международных выставках. Когда стало известно о грядущей продаже «Детгиза», на его защиту встали петербургские писатели, художники, многие предлагали: давайте скинемся и выкупим детское издательство!

— Кто мне только ни позвонил с вопросом: «Почем «Детгиз»? — рассказывает Алла Насонова. — Звонили со всех концов страны — авторы, издатели, просто читатели. Идея скинуться на наш выкуп, может, и симпатичная, но ведь никто не знает, насколько цивилизованно в нашей стране проходят оценки и продажи. Сейчас мы прекрасно понимаем, что наше предприятие, тем более без строчки обременения, может купить кто угодно, в первую очередь конкуренты — чтобы закрыть.

Опасения издательства небезосновательны. С 1957 по 1991 год «Детгиз» выпускал научно-популярный альманах «Хочу все знать!». А недавно его сотрудники с большим изумлением узнали, что уже больше 10 лет назад издательство «Астрель», входящее в группу АСТ, зарегистрировало это словосочетание как собственный товарный знак. В прошлом году в московском суде «Астрель» судилось с другим издательством из этой же группы — «АСТ-Пресс книга» — и добилось компенсации в размере около 3 миллионов рублей за использование товарного знака «Хочу все знать!». «Астрель» уже не первый год издает серию книг под названием «Библиотека приключений» — а ведь это тоже название одной из самых известных когда-то серий «Детгиза». Но он рядом с такими издательскими монстрами — маленький и совсем не богатый, у него нет средств, чтобы судиться за права на свои издания. И большим коммерческим издательствам куда проще использовать уже раскрученные идеи, чем платить за создание новых. Если «Детгиз» исчезнет, использовать чужие идеи станет совсем безопасно и дешево.

— Я верю, что независимость художест-венного слова, независимость взгляда на детскую литературу можно сохранить только в государственном секторе, — считает Алла Насонова. — Возможно, нас стоило бы перерегистрировать как АНО некоммерческое партнерство. Почему, например, маленькая Дания находит государственные средства не только на издание детских книг, но и на журнал о детской литературе, а мы не можем сохранить государственное детское издательство?

Наталья Шкуренок

656


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95