Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Детское словообразование

Записки мамы четверых детей из серии «Одиночество мне не грозит»
 

…Но всех чудес прекрасных на земле
Чудесней слово первое ребенка

Петр Семынин

 

Недавно я открыла для себя замечательную книгу Корнея Чуковского «От двух до пяти». В ней писатель подробно разбирает лингвистическую чуткость и речевую одаренность детей этого возраста. Разнообразные словоформы «устами младенца» — вовсе не забава, а великий труд детского ума по овладению методами и приёмами народного словотворчества:

 

…ребёнок порой самостоятельно приходит к тем формам, которые создавались народом в течение многих веков… Даже те детские слова, которых нет в языке, кажутся почти существующими: они могли бы быть, и только случайно их нет. Их встречаешь как старых знакомых, как будто уже слышал их когда-то.

 

Действительно, очень легко представить себе какой-нибудь из славянских языков, в котором существуют, например, Катин «пукок» (пупок), Варины: «крутики» (грибы, которые крутятся между пальчиками) или Петина «мамуха» (мама).

По наблюдениям Корнея Чуковского – к восьми годам дети утрачивают способность создавать своеобразные словесные формы. Лингвистическая работа ребенка переходит на новый этап развития. Мне повезло: моим юным лингвистам – ещё только четыре и три года. И я успеваю помаленьку записывать трогательную детскую речь! Вот несколько смешных, на мой взгляд, диалогов.

 

Варя и Петя играют в Айболита:

— Доктор, а ты доктор-дядя или доктор-тётя?

— Я доктор-попугай!

— Доктор-попугай! Ха-ха-ха!

— Что случилось?

— У меня нос болит.

— А почему? Оса укусила?

— Да.

— Вот йод. Пшшшшш…

— А-а-а!

— Это был йод!

 
 

Игра в цирк:

— Начинается цирк! – объявил Петя.

— Я сделаю дорогу! – вызвалась Варя.

— Я поскользнусь и упаду! Это будет вообще не цирк! – огорчился брат.

 
 

— Попробуй на один зубок! – уговаривала я Катю съесть овсянку.

— И на нос! – добавил юморист-Петя.

 
 

— Катя — синеручка! – не удержалась я от определения извозившейся в краске дочки.

— Мама — титя! – парировала мне в ответ находчивая художница.

 
 

— Осторожно, колбаска острая! – предостерегла я Варю.

— Можно порезаться? – испугалась дочка.

— Ха-ха! Острая на вкус! – пояснила я своей маленькой формалистке.

 
 

Сенсационное открытие:

— Яблоко на букву «я»! – заявил радостный Петя.

— А я думал на «а» — «йааааблоко», —  намеренно запутал сына папа.

— «Я-я-яблоко»! Нет! На «я»! – не дал себя запутать Петя.

 

Как-то раз Варя, обнимая меня, произнесла: «Мама, какая ты мяхная!» Неожиданно родился неологизм! И какой колоритный! 

 

Несмотря на всю свою причудливость, почти каждое из прилагательных, изобретенных малым ребенком, соответствует духу русской народной речи.

 

Очень забавляли меня такие детские высказывания, подслушанные в разное время.

 

Девочки мыли кукол в раковине:

— Всё! Малышки здоровы! Микробов нет!

 
 

Дети шутили:

— У тебя в глазах — рот!

— А у тебя на зубе — телефон!

 
 

Петя играл в шахматы:

— Будем играть за клеточки! Король будет ходит не на одну клеточку, а на девять!

 
 

Катино утверждение:

— Когда я была маленькая, я играла в куклу, а завтра я – большая!

 
 

Петины перлы:

— Чтобы поиграть со спичками, надо их помыть!

— Умный да плохой – есть такая примета.

— Мама — это папа, а папа — это мама.

 

На собственном опыте я удостоверилась, что дети возражают против метафор, которые мы, взрослые, употребляем в речи:

 

— Под лежачий камень вода не течёт! — выразилась я однажды.

— Течёт! — твёрдо отчеканила старшая из двойняшек.

 

Дело в том, что «маленькие дети мыслят вещами, предметами предметного мира. Их мысль на первых порах связана только с конкретными образами». Мы же пользуемся речью, не замечая ее. Видимо, проанализировав мое утверждение, Катя посчитала его неверным.  Вслед за дочкой задумалась и я:

 

А вода-то под камень еще как течет! Права мой строгий цензор! Разве под любым камнем на дне ручейка сухо?

 

Было любопытно узнавать от детей, что яблоко нельзя скушать, потому что оно немытое; что фламинго ест «лягушков»; что малышки «плакают»; что девочки так «ходют», а мальчики так не «ходют»; что слово «пожалуйста» может превратиться в «препожалуйста», когда просишь то, чего «очень-преочень» хочется. Не устану удивляться, как виртуозно дети владеют словообразованием! Всего лишь с помощью ловко подобранной приставки пре- Катя выразила всю степень своего желания.

Оказывается, что существуют слова, которые каждый раз придумываются новым поколением детей. В числе этих слов я встретила Петино излюбленное выражение: «Посолить сахаром!»

Недавно мой маленький выдумщик сочинил вот такую смешную историю:

 

Жил-был дед Петрович. Как-то раз пришла к нему жаба, а дед пошёл гулять. Когда он вышел, жаба пнула его ногой... и полетел Петрович в открытое море, а затем — и в открытый космос. Как увидел бабу Харю, так и брякнулся с Луны.

 

Дети в возрасте от двух до пяти лет осваивают родную речь творчески.

 

Именно в этот период в мозгу у ребенка производится наиболее интенсивная выработка генерализации грамматических отношений. Механизм этой выработки до такой степени целесообразен и мудр, что невольно назовешь «гениальным лингвистом» того малыша, ум которого в течение такого короткого времени систематизирует столько грамматических схем.

 

Как же я обрадовалась, обнаружив в интернете «Словарь детских словообразовательных инноваций», составленный на основе, в том числе, и архивных материалов К.И. Чуковского. Решила посмотреть – нет ли в нём наших неологизмов? «Мамуха», «пукок», «мяхная» и «препожалуйста» не встретились, а вот «крутик» был. Правда, ребёнок употребил это слово для ручек шкафов, которые крутились. Варя же связала «крутики» с маленькими грибочками-поганками, которые легко крутились в её детских ручках.


Варя и крутики

Выдумывание малышами «крутиков» и «пукочков» — естественный процесс. С одной стороны, родители не должны грубо вмешиваться в него, но в то же время обязательно необходимо обращать внимание детей на то, что так не говорят. В наших силах помочь ребенку усвоить общепринятую речь, научить его новым словам. Песни, сказки, пословицы, поговорки, загадки лучше всего с этим справляются. Я полностью разделяю мысль К.И. Чуковского, что занятия по родному языку — одна из главных задач воспитания. 

Мария Кулыванова

Фото предоставлено автором

6
0
430


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95