Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Детство лицом в монитор

«Он сидит за компьютером, не подпускает меня к себе, он весь там, я его теряю, помогите!» Так или почти так звучит крик о помощи от родителей, когда речь заходит о ребенке и его сидении за компьютером. Действительно ли эта техника так страшна? Стоит ли что-то делать или пустить на самотек — ведь ребенок как никак развивается за этим «чудо-ящиком»? Или имеет смысл подумать: а дальше что будет?

Давайте посмотрим на компьютерное детство со стороны: что приобретаем, что теряем, как вообще все это выглядит, если отодвинуть картинку «засевший за компьютером ребенок, которого не оторвать» шагов этак на 20—30? Что видим?

За столом — или на кресле, диване, с ноутбуком на коленях — сидит уже повзрослевший ребенок. И красными глазами — от многочасового взгляда в монитор — неотступно следит за меняющимися на экране картинками. Поза напряженная. Позвоночник изогнут в дугу. Плечи покатые, голова тянется к монитору, спеша затолкнуть туда и все свое содержимое — мысли, чувства, ожидания, будущее. И взять оттуда по максимуму — эмоции, знания, навыки, общение.

Что получает такой ребенок? Это он и получает:

— виртуальное общение, ощущение собственной нужности и значимости. Найти «братьев по разуму» в Интернете? Легко! С ними не нужно будет выстраивать отношения — а вдруг кинут, предадут, променяют на кого-то или на что-то? Пусть, других найдем! С ним не нужно будет искать компромиссы, подстраиваться под интересы, смотреть в глаза и отказывать, если в этом возникнет необходимость. С виртуальными друзьями проще. Единственное «но» — к ним нельзя прикоснуться…

— знания. Интернет, как известно, большая информационная кладовка. В ней можно найти все и больше, чем все. Только научись пользоваться поисковиками, щелкать по нужным клавишам. Поэтому вместе со знаниями рука об руку идут навыки…

— навыки во владении компьютером и Интернетом ребенок приобретает играючи. С той легкостью, которая нам, взрослым, не ведома.

Что же тогда наш ребенок теряет?

— здоровье физическое. Достаточно посмотреть на то, как ребенок сидит за компом и помножить на время…

— здоровье психическое. На этом пункте родители обычно спотыкаются: а что, собственно, с ним происходит? А вот что: все его мысли и чувства отныне будут делиться не с вами, а с монитором. Завтракая, он будет думать не о реальных делах и отношениях, а о виртуальных достижениях, достичь которых можно быстротой ума и кликанием мышки. А чувства? Они также будут отдаваться машине. Конечно, в урезанном виде, но будут. Машине. Не вам.

Я напугала вас, дорогие родители? Надеюсь, что да. И только для того, чтобы мы с вами вместе задумались: если это, действительно, так страшно, то что же делать?

Предлагаю начать издалека. Вы готовы дать детям наркотики? А разрешить прыгать с крыши 12-этажного дома? Нет? Почему? Потому что вы наверняка знаете, к чему это может привести. Многочасовое сидение за компьютерными играми или в Интернете похоже на наркотик замедленного действия. НО! Есть условия, при которых «компьютерная бомба» превращается в высокотехнологичное современное обучающее устройство. Что это за условия?

— компьютер и все, что с ним связано, не должно ЗАМЕНЯТЬ реальную жизнь. Отношения, чувства, мысли хороши в живой, а не виртуальной реальности. Тогда ребенок развивается в гармоничную здоровую личность.

— ваше, дорогие родители, желание быть рядом со своим ребенком и давать ему то, что ему, действительно, нужно. Я не про игрушки или мелочь на карманные расходы. Я про вечное — про Любовь. Ему нужно ваше внимание, любовь, активное слушание, желание поддержать в сложную для него минуту. Если это есть, компьютер станет удачным дополнением, но не заменой. Если этого — вечного — нет или недостаточно, ребенок будет удовлетворять эмоциональный голод в виртуальном пространстве…

— компьютер — это инструмент. Да, именно такое позиционирование «чудо-машины». Такой же инструмент, как молоток или топор. Только одним мы забиваем гвозди, а другой позволяет… Думаю, вы сами сможете объяснить своему чаду, для чего был создан компьютер. Тоже самое с «сетью». Она была создана, чтобы… Помните, для чего она нужна? «Одноклассники» и иже с ними появились гораздо позже.

Родительский страх, что ребенка «засасывает» компьютер, имеет под собой основание. Но чтобы посмотреть на страх с другой точки зрения и начать действовать, достаточно вспомнить, КТО купил ребенку компьютер и научил им пользоваться. То-то же. Эти же люди смогут и отучить своего драгоценного отпрыска от компьютера или предложить ему замену. Ну и, в конце концов, в силах каждого из нас, дорогие родители, давать сыну или дочке столько любви, нежности, ласки, внимания, сколько им нужно. Пожалуйста, не заставляйте детей требовать у вас Любви — выуживать ее силой! Или с помощью компьютера.

Ваша Екатерина Мануковская, автор проекта вопросов и ответов «Зачем»

932


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95