В искусстве широко распространена практика разделения единой личности на ипостаси. Так, итальянский художник, один из самых ярких представителей arte poveraАлигьеро Боэтти (который в действительности уже далеко ушёл за рамки этого направления в искусстве) под конец жизни официально выделил и гипостазировал два воплощения своей идентичности. В своих работах он использовал мотив двойника, разделив себя на двух братьев-близнецов.
Легендарный аргентинский футболист Диего Марадона в новой документальной ленте Азифа Кападиа далёк от образа артиста, но ему явно не откажешь в творческой изобретательной натуре и изрядной доли рефлексии по поводу собственных действий на поле и в жизни. Однако, жизнь Марадоны - отнюдь не совершенна, а потому представляет собой крайне любопытный материал для пристального кинематографического исследования. Композиционным акцентом биографии Марадоны у Кападиа выступает относительно небольшой временной период - 7 лет, проведённые Диего в Неаполе. Этот вырванный из контекста жизненный эпизод как бы иллюстрирует всю противоречивость пути футболиста в целом. Целостная личность, – говорит режиссёр, – не более чем фикция. Марадона предстаёт расколотым надвое субъектом. В этом присутствует определенного рода игра со зрителем. Тот ожидает увидеть историю легенды, величайшей фигуры своего времени, а в итоге сталкивается с растерянным Диего и неуловимым Марадоной, личность которого - симулякр, по сути своей существующий только в медиапространстве.
Для фильма Кападия выбирает весьма необычный способ внутренней организации. Картина целиком состоит из хроники разных лет. При этом она не лишена повествовательной закономерности: логическое пространство организуется при помощи закадровых голосов. В остальном фильм сохраняет композиционное единство. Режиссёр поддерживает его, последовательно смешивая черно-белые и цветные материалы в соответствии с этапами жизни героя, в которые переносится зритель.
Основное время действия ленты - восьмидесятые. Молодой и перспективный аргентинец приезжает в Неаполь, чтобы играть в скромной и не слишком успешной команде «Наполи» после двух провальных лет в футбольном клубе «Барселона». Здесь Марадону успех ждёт тоже отнюдь не сразу - дебютный матч он проигрывает со счетом 1:3. Поначалу футболист совсем не чувствует в себе способности играть так же, как итальянцы, но должный уровень интеллекта (Диего, обладая скромными физическими данными и миниатюрным ростом, довольно быстро смекнул, что ум важнее мускулатуры) и самодисциплины со временем помогает ему войти в ритм грубой и быстрой итальянской игры, а затем и превзойти её, обретя необходимый баланс между силой и грациозностью.
В воздухе вокруг молодого футболиста не угасает напряжение от интриги: ходят слухи, что его купила каморра (итальянская мафия). Впоследствии именно эта связь вызовет на пути Диего наиболее тяжелые жизненные обстоятельства, но пока он полон энтузиазма и надежд, и никакие сиюминутные поражения не способны его сломить.
Взлёт Диего происходит стремительно. Захудалую команду «Наполи» он делает многократным победителем кубка Италии, а потом и Европы (последняя победа для «Наполи» приравнивалась к чемпионату мира), а 1986 году из не самой успешной сборной Аргентины - чемпионов мира. Все происходит как в сказке - красиво, таинственно, почти вопреки законам физики и уж точно - футбольной игры. К примеру, в четвертьфинале с англичанами Марадоне засчитывают гол, забитый руками.
Его жульнический гол в матче с англичанами журналисты назовут «рукой Бога». Осмысление Марадоны как символа, кумира, иконы - ещё одна значимая идейная составляющая картины. Футбол - практика квази-религиозная, а потому реальность сама предоставляет казусы для осмысления. Режиссёру лишь остаётся их зафиксировать. «Лик» Марадоны мелькает на импровизированных неаполитанских иконах, медсестра футболиста относит его кровь в церковь, а на заборе кладбища после очередной победы «Наполи» красуется заявление: «Вы не представляете, что вы пропустили!»
Между тем, Диего - простой аргентинский парень из бедной, но любящей семьи, которую он самостоятельно содержал с 15 лет. Он родился и вырос в неблагополучном районе без воды и канализации (все это мы узнаем из хроники шестидесятых годов). Диего вынужден страдать от мощи богоподобного идола Марадоны. Как многие до и после него, он не устоит перед легкодоступными наслаждениями. Алкоголь, наркотики (в том числе кокаин) и беспорядочные половые связи с соответствующими последствиями - маленькими и незащищенными жизнями.
Со славой приходит и высочайшая ноша - твоя жизнь больше тебе не принадлежит. Оттого сама сущность героя как бы «раздваивается» на собственную и отчуждённую. Это метко подметил личный тренер футбольной звезды Даниэль Серини: «Диего не имел ничего общего с Марадоной, но он всюду таскал его с собой».
Футбол - коллективный спорт, где ведут индивиды. Будучи сильной личностью, Диего ценил коллектив, помнил о том, что сам как игрок раскрылся именно в команде.Кроме того, помня о своём происхождении, он почти всегда выступал в защиту слабых и маргинальных групп (хотя Марадона зачастую и препятствовал этой альтруистической его черте).
Подобно тому, как итальянский художник писал, что Алигьеро - это обычное итальянское имя, использующиеся в кругу близких знакомых, а Боэтти - наименование бренда, вписывающегося в капиталистическую систему, Диего и Марадона отображают человека и миф - две грани легендарного футболиста. Цельность имени рассекается пополам, как двоится и сама сущность этого персонажа. Герой, бог, хитрец и провинциал Марадона навсегда будет ассоциироваться с Аргентиной и небесно-голубыми флагами «Наполи», но более вероятно - с футболом в целом и известностью в принципе. Его имя сейчас - знак, отсылающий к самому себе, техническим образом размноженный и доведённый до небывалой степени узнавания, но, увы, с почти полным отсутствием осознания. Такова судьба многих знаменитых людей, такова судьба и Диего Марадоны - некогда талантливого игрока, сейчас же - ярчайшего культурного символа.
Анна Стрельчук