В марте 2020 года университеты Москвы и, наверное, всей России приняли приказ о переводе учащихся на дистанционное обучение в связи с пандемией коронавирусной инфекции.
Это был мой третий курс в медицинском университете на лечебном факультете. Радости и облегчению не было предела! Каждое утро я просыпалась с улыбкой на лице, благодарила Бога за то, что мне не нужно ехать два часа на другой конец города, переживать из-за недочитанного материала к паре и смотреть на ненавистных одногруппниц. К тому же дисциплины, которые преподают на третьем, самом сложном курсе медуниверситета, буквально сводили меня с ума: патанатомия, патофизиология, фармакология, пропедевтика, общая хирургия. Все это жутко интересно, если не осознавать, что в конце семестра тебя ждёт сессия, где каждый преподаватель готов съесть студента с потрохами.
Дистанционные экзамены почти весь наш курс сдал с умопомрачительным успехом. Процент отчислений упал ниже плинтуса, а отличников стало так много, что стипендию пришлось урезать.
Мы радовались и смеялись! Как же нам повезло!
Мы переступили экватор, до которого обычно доходит не больше четверти от поступивших. Но время шло дальше: впереди нас ждали клинические кафедры, настоящие пациенты, настоящие врачи, настоящая медицина.
Думаю, любой студент-медик ждёт этого момента больше всего. Три года в нас воспитывали клиническое мышление посредством проверок на прочность. Три года мы находились в постоянном страхе неудачи. Три года мы изучали основы, без которых невозможно понять, как функционирует человеческий организм. И вот, наконец-то, мы заслужили перехода на следующий этап. Теперь нас будут называть «коллеги», с нами будут обращаться, как с людьми — думала я…
С началом четвёртого курса все мои ожидания разбились о новые противокоронавирусные меры. Я так и не увидела осмотр пациента с рассеянным склерозом на неврологии, не побывала на родах или на травматологической операции.
Мне звонят знакомые и родственники, делятся самыми глубокими переживаниями, спрашивают чем лечить обострение пиелонефрита и гипертонию. Но все, что я могу — это в лучшем случае перечислить по пунктам клинические рекомендации, а в худшем — выслушать и посоветовать вызвать врача.
Кто бы знал, какой я испытываю стыд!
Ты же врач, Даша, ты должна помогать людям! А я лежу в кровати и слушаю лекцию про чуму, с которой никогда не столкнусь.
Время идёт дальше, начинается пятый курс.
Очка! Дождалась! Иду преисполненная и вдохновлённая на первые пары по педиатрии… Кое-как нахожу свой кабинет: старое, пыльное, забытое богом помещение на чердаке детской больницы. Следующий цикл — инфекционные болезни: аудитория в здании пищеблока, и ни о каком отделении, пациентах, осмотрах и речи быть не может. Сидим, как в школьном классе, и слушаем увлекательные рассказы из практики преподавателей.
Происходящее заставляет меня задуматься, как все организовывалось бы, не будь коронавируса. Научилась ли бы я пользоваться стетофонендоскопом, смогла бы самостоятельно отличить лишай от дерматита?
Говорят, что любой врач должен уметь вырезать воспалённый аппендикс и принимать роды. Но как это возможно, если к пациентам нас просто не пускают? Четыре года долбежки теории не прошли даром, что меня ждёт дальше?
Допустим, ординатура по психиатрии, которую я так жду. Наслушавшись про опыт моих родителей, которым посчастливилось быть интернами, я представляю себе радужную практику с грузом ответственности, с принятием решений, с участием в лечебном процессе. Но интернатуру уже давно упразднили, а вместо года полноценного специализированного обучения меня скорее всего ожидает два года дистанционных лекций и зубрежки теоретического материала.
Как после этого я буду лечить людей — непонятно.
В заключение хочу сказать, что несмотря на то, что все мои тексты выглядят как жалобы на неудавшуюся жизнь, на неоправданные надежды и несбывшиеся мечты, я не отчаиваюсь. И если вдруг вы такой же разочаровавшийся студент, то знайте: вы не один! Трава всегда зеленее там, где нас нет.
Просто сейчас, в тяжелую пору, важно рассчитывать только на себя, развивать свою пробивную способность и не искать открытые двери, а выбивать их с ноги!
Дарья Медведева