Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Дискуссия и слово

Продолжение

Когда нас кто-то прерывает или мы сами отклоняемся от темы, мы можем сбиться с мысли. Более литературно  это называется – потерять нить мысли.

    Нить разговорного или ораторского мышления – очень важная вещь. Одна из задач ведущего ток-шоу – помогать участникам дискуссии держать эту нить. Только в этом случае их выступления будут полноценными. Сбивчивая речь не нужна ни тем, кто ее произносит, ни тем, кто внимает.

      Часто можно видеть, как двое или даже трое спорящих стараются перекричать друг друга, а ведущий не прерывает их. Похоже, таким ведущим  нужен драйв, крутая драматургия, а не глубокое и красивое изложение мыслей.

                                                      ИНТОНАЦИИ

    «Наши лучшие слова – интонации». Так считала Марина Цветаева. Что интересно, спустя время, к такому же выводу пришли и киноведы, выясняя, что больше действует на зрителя. Оказывается, 55% - выражение лица актера и 33% - интонации.

   Можно говорить в микрофон обычные слова «говорит Москва» с интонацией Юрия Левитана. А можно с интонацией Сергея Доренко, главного  редактора одноименной радиостанции.

    Послушайте, кто не слышал, почувствуйте разницу. Но контраст требует объяснения. Почему в устах Левитана слова эти звучали величественно, это понятно. А в чем смысл завываний Доренко?

    Или. В известной газете выступает известный журналист. Пишет письма президенту. Президент, по его мнению,  кругом виноват. Предположим, что так.  Но к чему этот развязный тон?   Неужели нельзя высказать критику иначе?  Зачем злоупотреблять тем, что президенту не пристало отвечать на хамские выпады?  

   Но чаще всего интонация бывает никакая. Она-то и свойственна журналистам, которые пишут или говорят, не придавая значения интонации. Но никакая интонация не дает и никакого восприятия. 

   А между тем, правильно выбранная интонация позволяет найти и правильный зачин и правильную концовку. Да, очень важен интересный ход мысли от первого до последнего слова. Но даже то, как тянет мысль автор, как он нанизывает одну мысль на другую, зависит от интонации.    

                                       

                                          СТЁБ КАК ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД

   

   «Я исполнил довольно много эпилептических припадков против Турции». Эти слова Сергея Доренко не оставляют сомнений в творческом методе известного радиоведущего.

    Эпатаж от первого до последнего слова в любой, даже двухчасовой программе. Цель - приковать внимание слушателей с первого мгновения и не отпускать ни на секунду. Но как приковать? Нужен драйв. Доренко мастер драйва. 

    Что такое драйв в радиожурналистике? Это самый верный способ получения высокого рейтинга. А что такое высокий рейтинг? Это доходы от рекламы.

   Цель и средство практически любого творческого метода сегодня – деньги.

   А слушатели сегодня любят стёб.  Ну, правильно. Драйв без стёба как бы даже и не драйв.

   Но как можно быть прикольным в эфире и при этом говорить правильным русским языком?   Получается, никак.

   «Мне нравится обострять. Такова моя специализация», -  сказал однажды Сергей Доренко. А кому не нравится. Но «обострять» можно всяко. 

   Конечно, нужно делать скидку. Ведь они, ведущие, не только журналисты, но и артисты. Им сам Бог велел быть слегка инфантильными, слегка самовлюбленными, слегка хулиганистыми. А иногда даже слегка невменяемыми. Не случайно один из них чистосердечно признался, что моментами «впадает в состояние камланья». Напомним, это только с шаманами бывает.

   В известной книге «Алхимия слова» автор ее, Ян Парандовский, писал об обращении со словом «с веселой беспечностью фигляра». Давно это было, но Парандовский  будто заглядывал в сегодняшний день.

Виталий Аркадьевич Ерёмин

viteriomin@rambler.ru

8-916-850-4401

112


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95