«Она не понимает, как это скажется на ее будущем...» Подобные тревоги знакомы большинству родителей. Что делать в такой ситуации? Отвечает детский психоаналитик Анна Скавитина.
У 15-летней дочери на уме только свидания, в каникулы ничего не делает, хотя оценки за семестр плохие. Не понимает, как это скажется на ее будущем. В Америке нет экзаменов, к которым можно поднапрячься: в колледж поступают по итогам учебы в школе за последние 4 года. Первый год идет... Как быть?
Психологи шутят: «Когда гормоны поднимают голову — интеллект падает в яму». И советуют закладывать основы для успешного обучения до возраста, когда мозг начинает «перестраиваться». У подростков одновременно развиваются лимбическая система, отвечающая за эмоции и удовольствия, и префронтальная кора, командующая саморегуляцией. Отсюда неуемное желание получать всевозможные удовольствия, а контролировать себя в 15 лет еще сложно.
Потому запрещать бесполезно: природа возьмет свое, и девочка получит желаемое втайне от вас. С другой стороны, распределять время тинейджеры еще не в состоянии. И четыре года, которые для вас мгновение, для дочери — где-то далеко. Ваша помощь, Марина, в составлении плана занятий и объяснении, какими должны быть оценки для поступления, станет хорошим подспорьем.
Подростки, нацеленные на удовольствия, легко бросают учебу, если не чувствуют себя успешными. Важно помочь им организовать ситуации для успеха в нужных сферах.
Учеба в каникулы воспримется как наказание и мотивации не добавит. Большинство педагогов считают, что каникулы даны для отдыха, а не для исправления оценок. Это возможность перезагрузить мозг, почувствовать себя более счастливым и с новыми силами взяться за учебники.