Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Доход в миллион

Где ваши дипломы и курсовые? Остались пылиться на полках, в шкафах, на помойках? А зря. Популярнейший поисковик Google вырос из «игрушки», включенной Сергеем Брином в докторскую диссертацию для Стэнфордского университета, и принес создателю миллиарды долларов. Давиду Яну, президенту компании ABBYY, всемирного разработчика электронных словарей, хватило и вовсе четырех лет Физтеха, чтобы придумать идею на миллион. Случаи редкие, но МФТИ грозится ввести их в традицию и научить студиозов выуживать из дипломов доход. Как — «Ст.М» выяснял на конкурсе студенческих проектов Idea Mining, организованном факультетом инноваций и высоких технологий (ФИВТ) совместно с Муниципальным фондом поддержки предпринимательства и инновационной деятельности Долгопрудного.

Оранжевые начинают

Вопрос вопросов всех старт-аперов (от англ. start up — запускать) — где взять идеи? Да где угодно, считают организаторы конкурса. Один алгоритм — когда по примеру Давида Яна берут актуальную проблему и творят нечто, способное ее решить. Другой заход — «по-гугловски» скакать от научных результатов и под них придумать востребованный продукт.

На Физтехе сделали проще, выдали бейджики. Белые — «безыдейным». Оранжевые — «идейным», в смысле тем, у кого уже роится пара-тройка мыслишек, но не хватает рук и голов их реализовать. За чаем с плюшками генераторам идей предстояло найти сочувствующих, а сочувствующим — дело, куда приспособить свой ум.

Но тактика «очной ставки» — проверенная опытом прошлого года, когда шесть физтеховских проектов попали к инвесторам и получили реальные деньги, — почему-то сдала. Из озвученного со сцены ничего в финал не прошло. И кино с запахом, и электронные игры на разнице курсов срезались как идейно невыдержанные и оставлены «зреть». Авторы удачных проектов, в массе своей вчерашние выпускники, молчали как партизаны. В страхе, наверное, что гениальную идею враги умыкнут. «Враги» же, ничем из предложенного не вдохновленные, исчезли, не начав запланированной командной игры. Итог наполовину печальный: таланты и поклонники не сошлись.

Ослиный хвост

Печальный наполовину, потому как в головах конкурсантов осели советы «бывалых» бизнесменов. И веселый опыт мозгового штурма, когда всей когортой пробовали сотворить инновацию для… воздушного шарика. Идеи подкидывали кто во что горазд. От совсем уж практичных — двухслойных и многоразовых, с ниппелем и без — до хохм с горшочком и ослиным хвостиком и высокотехнологичных шариков — с фейерверками или проекцией надписей для наружной рекламы.

— Ребята, не подозревая, выдали старую идею с новой начинкой: в войну уже ставили осветители на воздушные шары, — заметил декан ФИВТа Валерий Кривцов. — Еще бы посидели — глядишь, родили бы жизнеспособный проект.

Именно так, с кондачка и всем хором обычно и куются бизнес-идеи. Главное — выжать из себя креатив по максимуму, а потом обмусолить предложенное со всех сторон. Ведь первое, что взбрело в голову, — не план, а всего лишь толчок к настоящей идее. Как в случае с надувными забавами: один из зала кинул идею шарика с микропроцессором, второй подхватил, прибавив диоды, третий развил — до бегущей строки «на борту».

Моя лично мысль наткнулась на нереализованную ролевую игру, которая, по замыслам инициаторов конкурса, склеила бы «оранжевых» с «белыми».

— А что если переставить местами слагаемые, — разбежалась я к декану Кривцову. — И проводить встречи не до, а после оглашения итогов — когда победители ясны и точно известно, что у них нет команды?

— Вот видите, вы уже предложили идею.

Вклад академика

Легко бравировать шариками, а придумать проект в сфере хай-тек — никак? Антон Усачев, победитель прошлого конкурса и уже счастливый обладатель инвестиций, сделал ход конем. Взял «в долю» ученых мужей. Точнее, пробежал по научным «базам» Физтеха — академическим институтам и НИИ, предложил профессуре «развить их разработки» и насобирал с миру по нитке.

Нитки, кстати сказать, золотые — от солнечных батарей, безумно дешевых и с большим КПД, до новых систем сканирования. И все эти трофеи, разумеется, переработанные в бизнес-проект, — на стол инвестору. Чей опытный глаз сразу запал на самое перспективное — лазерный проектор, «на порядок лучше аналогов».

Спросила, как академики согласились? Объяснил очевидное: авторы патента в возрасте, и сил уже ни моральных, ни физических — продвигать идею на рынок. А тут молодые предложили сотрудничество. Взаимовыгодное, сделал упор Антон: автор получит процент с конечных продаж. Скользкое дело, запротестовали некоторые организаторы конкурса. Нужно сначала смотреть, кто истинный обладатель патента: если работодатель профессора, он и музыку заказывает, и «девушку катает».

— С ним и надо урегулировать отношения, иначе проблем с законом не избежать, — остудил предпринимательский пыл физтеха Игорь Почернин, представитель долгопрудненской Инновационной палаты.

Секонд-хенд

Свежий взгляд на старые вещи — тоже бизнес-решение.

Ну, где у мальчишек руки больше всего чешутся? Сайты знакомств, вакансий и новостные порталы. Массово посещаемые и всенародно любимые, а значит — доходные. Но сделаны из рук вон. Если бы все упростить и сбацать даже младенцу понятную доску объявлений — тысячи, десятки тысяч долларов обеспечены. Сергей Брин на том, кстати, и выиграл, что на основе уже существующих поисковиков «Yahoo!» и «Alta Vista» придумал свой — удобный пользователю, а не рекламодателю.

Вот мне как журналисту позарез нужна автоматическая расшифровка интервью с диктофона, чтобы уйму времени не убивать, как сейчас. Если у Алексея Иванова и Александра Кшевецкого, победителей конкурса сразу в двух номинациях — «Высокие технологии» и «Бизнес-применение»,- все получится с сервисом «поиск в речи по ключевым словам», честное слово, готова стать первым клиентом их совместной компании «Tellicity». Потому как испробовала все существующие программы вроде «Горыныча» и все — в корзину:

— Горыныч«использовал англоязычную модель. Мы же изначально ориентировались на русскую фонетику. И нацелены пока на конкретные заказы — поиск по фиксированным словам, которые нам скажут. Это локально, а мы ставим задачу глобально — полное распознавание, когда все сказанное переводится в связный текст. Но решаем пока конкретику — вручную вбить «заказные» слова, — и Саша Кшевецкий тут же на подоконнике продемонстрировал как. Набрал «автомобиль», и сайт http://www.tellicity.ru выдал пару файлов с искомым словечком.

Конечную версию сделать — не пельмени слепить: над похожей задачкой распознавания речи годами бьются ученые-теоретики.

Люди и вехи

— Ребята правильно сделали, что мыслью по древу не растеклись, а разбили долгосрочный проект на этапы и сразу же взяли быка за рога, — заметил Олег Подлипский из Инновационной палаты. — Инвесторам нужен не кот в мешке, а отдача от вложенных средств — конкретная реализация продукта в виде продаж или реального производства. Иначе как «кошельки» убедить, что их кровные, вложенные в неизвестный проект, не ухнут в пустоту. Получится порочный круг: дайте нам денег — а вы покажите на что?

— С прототипом (сырая версия продукта) на руках легко общаться с инвесторами еще до запуска поисковой системы, — согласился Александр Рылов, главный менеджер ABBYY по технологическим продуктам.

Александр знает что говорит: первый электронный словарик Lingvo выстрелил и разошелся пиратскими копиями еще до того, как создатели ABBYY успели его продать. Невероятно, но факт. Студенты Физтеха обзванивали всех подряд с предложением купить «две дискетки», а где-то в Новосибирске им отвечали: «У нас есть уже Lingvo, и не надо выдумывать, что ее сделали вы».

Поэтому первое, что вынесли из этой истории Иванов, Кшевецкий и Ко — быстрее стартовать с тем, что есть, и развивать идею «без внешних инвестиций», из своего кармана. У них даже пример есть:

— Давид Ян с партнерами тоже вложили в дело сто долларов, из которых выросла компания в 650 человек в семи странах мира.

А дальше что? А дальше бизнесмены сослались на самого миллионера, по совместительству председателя жюри конкурса — сколотить команду из четырех-пяти хорошо подобранных специалистов — технарей, менеджеров, художников, продавцов машин, кого угодно. Главное — из людей, дружественных по духу, одержимых и готовых пахать «за идею» с одной лишь гарантией — получить акции с собственной компании, если ее создадут. Это заповедь, чуть ли не в кулуарах озвученная Яном ребятам. Без нее развалится все, будь вы трижды «идейны», умны и богаты.

Дальше цель — популяризировать бренд и под ним выпускать новые и новые проекты. Не топтаться на месте, двигаться. И еще обязательный пунктик — разделить епархии и не выхватывать руль друг у друга. В Tellicity сразу определились: Иванов — главный по технологиям, за Кшевецким — финансовые и организационные дела. А не известным никому и «малопонятным» идеям наращивать репутацию, в том числе и на конкурсах типа Idea Mining.

Дешево и сердито

Что такое бизнес, как не отъем денег у конкурентов, с упорным доказательством собственных преимуществ? Кшевецкому с соперниками не повезло — их фактически нет. Придется еще дорожку торить — растолковывать всем и каждому, что такое «поиск в словах» и с чем его едят. Тому же Павлу Григалу, первому призеру в номинации «Инновационная идея», проще. Есть аналоги, но громоздкие и дорогие. Все, что требуется, — упростить и удешевить существующее. Подобную тактику когда-то грамотно выбрал Генри Форд, превратив автомобиль из роскоши в средство передвижения. Логика понятна и канарейке: если на вещь транжирят уйму денег, на вариант подешевле грохнут еще больше.

Специально одеяло Павел на себя не тянул — так вышло. Вместо, скажем, двухпальцевого метода диагностики моторики руки придумал десятипальцевый, более эффективный. И удешевил метод, предложив онлайн-вариант, доступный не только эскулапам, но и простым гражданам. Теперь каждый ребенок, постучав по клавишам, покажет маме и папе, готов он к письму и озвучанию буквы «р» или нет. Не говоря о тех, кто перенес инсульт или травму: им компьютерная программа Григала подскажет, долго ли до выписки. О рабочем столе нейропсихолога вообще молчу. Понятно, что идея пускай и в относительно узком кругу, но востребована. Письма благодарных родителей города Химки Павла Григала уже нашли: его метод протестирован на тамошних школьниках и вот-вот выйдет в тираж.

Вообще, убеждали физтехов люди дела, — грош цена проекту, не нацеленному на спрос.

— Если непонятно, для кого производишь продукт, вопрос — зачем он нужен? — резюмировал Александр Рылов. — Все знаменитые старт-апы вроде Apple и Microsoft выросли из потребности самих основателей придумать удобные программки для себя и друзей. Давид Ян, например, категорически против, когда вперед выдвигают не нужды потребителей, а финансовые цели. Это краткосрочный бизнес, шабашка: заработали и разбежались. Хотите дело на века — ставьте целью осчастливить людей в буквальном смысле. Та же «Википедия» — свободная интернет-энциклопедия, которую вправе редактировать каждый. Ее придумали с одной мыслью — дать всем доступные знания. Предложив посетителям сайта заплатить по желанию. Проект озолотился.

Можно вообще развернуть проблему на все сто восемьдесят. А если сузить задачу, как еще один призер конкурса Алексей Пешков, то реально оттяпать кусок пирога у нашумевших проектов типа «Мой Круг» и «Одноклассники.ру». Придумать сеть с обещающим названием «RapidSteps» для изучения английского языка, превратив пустое просиживание в Интернете в полезное занятие. И главное — схема работы ясна как дважды два: кликаешь по ходу чтения или прослушивания с сайта на незнакомое слово, и оно автоматом выносится в столбик для повторения. Просто и со вкусом. Клиенты — вся страна. И все, что нужно для победного аккорда, — светлые головы программистов и грамотный бизнес-план.

Наноскоп

Нет, это хорошо, когда реализация мечты не требует заводов и прочих производственных мощностей. А если требует, да еще вчера? Как у выпускника МФТИ Дмитрия Климова, ответившего на запрос страны флуоресцентным наноскопом. Глобальная вещь, способная разглядеть клетки в сто и даже тысячи раз меньше, чем обычные микроскопы. Без препарирований, вводов ядовитых солей и прочих экзекуций над «подопытными».

Модель приборчика бывший физтех придумал еще до того как в авторитетном журнале «Science» опубликовали статью о наноскопии и внесли ее в топ-десятку достижений 2006 года. Метод, по уверениям молодого ученого, на девяносто процентов совпадает с его собственным. И важнее всего сейчас — «обогнать Америку», чтобы отвоевать мировой приоритет на означенную технологию. В России уже получен патент, осталось прорубить окно в Европу. Там изобретения реализуют быстрее, чем у нас, — и Диме останется только лицензию продавать на выпуск продукта.

Судя по тому, что физтеховскому изобретателю инвесторы дали от ворот поворот — все по той же причине отсутствия «готового прототипа» на руках, — с наноскопными заводиками в России Дмитрию в ближайшее время ничего не светит. А время — деньги, вы же понимаете.

Выложи на блюдце

Кстати, время и деньги придется как следует считать. Кроме технологий и ноу-хау, которые «идейные» технари генерируют и описывают без сторонней помощи, нужен подробный расклад. Где, что, когда? На кого ориентируемся? Кто конкуренты, чем мы лучше и как намерены «сделать» соперников? В общем, курсов маркетинга и пиара не избежать. Дальше хлеще — финансовый план. Эдакая модель расходов и доходов, где нужно четко представить, откуда, куда и по каким каналам потекут золотые. Не говоря уже о команде и полном обосновании ее участия в затее. Короче, потребуется полная разблюдовка по производству и продаже мечты.

К тому же надо в рекордные сроки освоить азы бухучета, финансов и менеджмента. И еще кучу всего, что входит в понятие бизнес-план — документик не меньше чем на тридцать страниц. Нужный вам — как пошаговое руководство к действию. И инвесторам. И столичному правительству, где молодым предпринимателям дают стартовую субсидию до 750 тыс. рублей (с условием, что внесешь в кассу столько же).

Словом, бумаги спросят везде. Кроме, пожалуй, ристалищ вроде Idea Mining, где оценка жюри заменит старт-аперам маркетинговые и прочие исследования. А когда в председателях конкурса матерые «волки» вроде Давида Яна, владельца сразу нескольких бизнесов, вопросы о компетентности оценок отпадут сразу.

Наталья ИЛЬИНА

736


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95