Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Домашние задания – больше не наказание

Десять советов родителям школьников

«Хотите ли Вы, не хотите ли Вы, но дело, товарищи, в том, что, прежде всего, мы родители! А все остальное потом!», – таков припев некогда популярной песни на стихи Роберта Рождественского.

 

Естественно, родителям приходится уделять много внимания подрастающим чадам. И даже не то чтобы приходится – зачастую родительская любовь дает взрослым, уставшим от работы и домашних забот, второе дыхание для совместного времяпровождения с детьми.

Только времяпровождение это не всегда безболезненно для нервной системы. Лишь небольшой процент школьников абсолютно сознательно относится к учебе и не требует контроля со стороны родителей. Большая часть так или иначе испытывает трудности с выполнением домашней работы, банально ленится.

Жизнь родителей, даже с учетом всей их неимоверной любви к отпрыскам, превращается в каторгу. Хочется спокойно отдохнуть, уделить время саморазвитию, заняться личными делами, провести время наедине с супругом, однако ни на что из этого не остается времени, потому что приходится ломать копья, убеждая детей, наконец, серьезно взяться за дело.

Универсального рецепта, как же упростить в этом плане жизнь и родителям учащихся, и самим детям, наверное, нет. И все же психологи разработали, а я отобрал ряд рекомендаций, помогающих приучить ребенка к самостоятельному и качественному выполнению «домашки». Надеюсь, они окажутся полезными хотя бы для некоторых из Вас, позволив сэкономить время, нервы и деньги (избежав трат на валерьянку).

1. Помогать делать уроки похвально.

Можно их делать вместе с ребенком, особенно если речь о младшекласснике, но не нужно – вместо него. 

Если Вы, сталкиваясь с малейшими затруднениями ребенка, делаете всю работу за него, то Вы, вероятно, отлично помните школьную программу, однако слабо смыслите в педагогике. Ребенок привыкнет к тому, что маме или папе не составляет проблем все решить (написать, смастерить, нарисовать), и, как результат, не захочет больше напрягаться, начнет эксплуатировать Вашу доброту.

Нужно быть добрыми, но не добренькими.

Если Вы знаете, как выполнить задание, выясните, что именно ребенку не ясно, и объясняйте материал всеми возможными способами ровно до того момента, когда он тоже поймет алгоритм и сумеет без затруднений выполнять подобные задания.

2. Желательно, чтобы у ребенка имелся четкий график выполнения домашней работы.

Приступать к д/з учащемуся следует вскоре после возвращения домой – достаточно пообедать, часок отдохнуть, после чего следует браться за дело.

Родителям неусидчивых детей нужно следить, чтобы они не затягивали с началом выполнения домашних заданий. Кроме того, нужно обеспечить им возможность спокойной работы без отвлекающих факторов. Постоянно стоять у ребенка «над душой» противопоказано, и все же периодически следует проверять, как продвигается выполнение заданий.

3. Не забывайте хвалить ребенка.

Например, когда юнец выполнил половину упражнений, скажите ему:

Молодец! Значительная часть заданий тебе уже покорилась! Сосредоточься, на сегодня осталось не так уж много!

4. Если ребенок учится во вторую смену, то выполнение заданий следует отложить на утро, которое, как недаром сказано в народе, вечера мудренее.

Исключением будут пересказы и запоминания текстов и слов наизусть, ведь они, как правило, лучше «цементируются» сном.

Впрочем, императивный характер данная рекомендация, как и другие, не носит – все же биоритмы у людей индивидуальны.

Количество времени, затрачиваемого детьми на домашнюю работу, можно сопоставить с СанПиН и стандартами министерства образования: первоклассникам рекомендовано не задавать уроки на дом, ученикам 2-3 классов давать задания, на выполнение которых требуется полтора часа, 4-5-классникам – 2 часа, 6-8-классникам – 2,5 часа, ученикам 9-11 классов – не более 3,5. Однако эти нормы не учитывают время, затрачиваемое на уговоры и раскачку. Следует приучить ребенка обходиться без этой ненужной «прелюдии».

5. Корень зла, превращающий выполнение домашних заданий в семейную экзекуцию, чаще всего, кроется в недостатке мотивации у ребенка.

Родителям нужно обстоятельно объяснить своим шалопаям, что от приобретаемых ими знаний и навыков, включая самодисциплину, концентрацию, ответственность, зависит их профессиональный успех в будущем.

Наверстывать то, что недополучено в школе, гораздо тяжелее, чем сразу грамотно относиться к учебному процессу.

К числу стрессовых ситуаций для учащихся относятся контрольные и проверочные работы, тесты, экзамены. Но если регулярно прилежно делать все уроки, то и особо волноваться во время контрольных и экзаменов не придется.

Следует развивать в детях момент здоровой соревновательности – приучать их стремиться быть оригинальнее и интереснее сверстников, для чего, безусловно, необходимо хорошо учиться и, вдобавок, неплохо еще и знакомиться с дополнительной литературой и документальными фильмами по каждой из тем, можно заявляться на конкурсы и олимпиады.

6. Как ни парадоксально, обычно тот, кто занят многими делами, везде успевает, тогда как не имеющий многих обязанностей и со своими немногочисленными толком не справляется.

Попробуйте определить ребенка в творческую, техническую или спортивную секцию: велика вероятность, что это его дисциплинирует и приучит ответственней относиться ко многим вещам в жизни, в том числе к домашней работе. Только, если ребенку кружок или секция не пришлись по душе, не стоит его водить туда насильно.

7. Приступающий к выполнению домашней работы ребенок должен научиться выбирать порядок, в каком он будет ее выполнять.

Нужно понять для себя, что эффективнее: делать сначала сложные задания, а легкие оставлять на «десерт», либо, напротив, разогнаться на более простых заданиях; первоначально выполнять письменные уроки или устные; начинать с любимых предметов либо с тех, которые не очень нравятся. Навязывать какую-то схему ребенку противопоказано, но можно навести его на размышления: возможно, ребенок и не задумывался о таком простом моменте, делая все произвольным образом, что сказывается на КПД.

8. Недостаточно усидчивым ребятам подойдет «помидорная техника».

Ее придумал итальянец Франческо Чирилло. Достаточно разбить работу на 25-минутные отрезки – «помидоры» (в виде томата был сделан таймер Франческо, отсюда необычное название), после делать 5-минутный перерыв. После четырех-пяти «помидоров» можно отдохнуть полчаса. Метод легкий и действенный.

9. Пусть дети рассказывают Вам хотя бы устные уроки. 

Детям это поможет закрепить материал, Вам убедиться, что дети все выучили.

10. Поощряйте успехи чад.

Так за неделю только с хорошими и отличными отметками можно премировать ребенка походом в кафе, парк, кино, а за успешно завершенную четверть подарить что-то, о чем Ваш ребенок давно мечтал – конструктор, фотоаппарат, попугайчика.

Тем не менее, не переусердствуйте: конечно же, учиться дети должны не только ради «бонусов»!


Возможно, при комбинации всех приведенных в статье незатейливых, но не бесполезных приемов выполнение домашней работы для Вас и Ваших детей из наказания превратится в повседневную радость!

Ринат Камалиев

181


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95