Большинство поп-артистов «нового поколения» исповедуют несколько презрительное отношение к, скажем так, традиционному шоу-бизнесу. Little Big отказываются участвовать в церемонии вручения национальной музыкальной премии, Cream Soda и Rasa работают на свою аудиторию, не обращая ни малейшего внимания на поклонников Киркорова, Баскова и Таисии Повалий, кальян-рэперам вполне уютно в своей «кальянной» в районе метро «Мякинино», а «Френдзона», Клава Кока и Даня Милохин ориентируются на подростков, воспитанных тиктоком. Это всё не из-за высокомерия, а, так сказать, по техническим причинам. Если раньше артистам-дебютантам нужны были продюсерские центры, телеротации и студийное время, то теперь они работают с интернет-аудиторией почти напрямую. Им не нужен олдскульный продюсер типа Карабас с его выходами на телевидение и пониманием, как, зачем, куда и сколько. Тут скорее Карабасу нужны клиенты, уже добившиеся успеха в сетях, но молодые артисты на эти предложения пока не ведутся - исключения составляют, пожалуй, только контракты с крупными лейблами. Из-за того, что все вопросы сейчас можно решать «без взрослых», молодёжь старается не замечать «большой шоу-бизнес», а тот обходится без остромодных имён - и все нормально себя чувствуют, не скучают друг по другу. Конфликта поколений нет: зумеры исполняют странную музыку, бумеры слушают своих старпёров, и эти миры почти не пересекаются.
Тем заметнее исключения. Юная певица Дора (по паспорту Дарья Шиханова) выглядит как героиня аниме, настаивает на том, что исполняет музыку в придуманном ею стиле «кьют-рок», но вы послушайте её модный хит «Втюрилась». Это яркая и запоминающаяся песенка на вечную тему, понятную всем поколениям: «Ты мне не безразличен, но я не влюблена в тебя... Я просто в тебя втюрилась, втрескалась, вкрашилась, потеряла голову, врезалась, вляпалась...» и т.д. В знаменитом выпуске «Вечернего Урганта» «Ciao, 2020!» эта композиция прозвучала на итальянском языке, а через несколько дней появился и клип на русскоязычную версию. Для новых артистов - почти беспрецедентный ход: Дора ведёт себя так, будто на дворе 1999-й (год её рождения) - поддерживает свой и без того горячий хит видеороликом, причём не каким-то там абстрактным, а иллюстрирующим текст песни. В клипе присутствует словарь синонимов, так что песню теперь поймёт и самый олдовый бумер... а может, даже в неё ВКРАШИТСЯ.
Под «кьют-роком» подразумевается сочетание нежного, немного кукольного девичьего голоса и вполне брутального аккомпанемента. В музыке Доры, впрочем, контраст не выглядит очень резким, и под красивым термином по сути скрывается подростковые поп-рок-песни о девичьих любовных переживаниях. Кьют-рок Доры собран из гёрлз-бэндов и проникновенных рок-див с «Нашего радио», а также из Аврил Лавин и тинейджерских романтических мечтаний: «Я сижу на тусовке в углу на диване, и вокруг все девчонки на тебя залипают. Все мечтают об одном: с тобой закрыться у предков в спальне, а мне хватило лишь того, чтобы ты обратил на меня внимание... У-у-у, но как это сделать, я не знаю, как это сделать?» В ходе дальнейших размышлений лирическая героиня песни «Если хочешь» планирует даже ради внимания парня убить соседей - прозрачно намекая на ещё один источник вдохновения Доры.
Девичьи песни о сложностях отношений будут очень востребованы среди ровесников артистки и тинейджеров; ценность этих произведений повышает их искренность и беззащитность, отсутствие в текстах бравады и цинизма - а также мелодичность и хитовость. Даже те, кто про кьют-рок ничего не знают и знать не хотят, непременно обратят внимание не только на «Втюрилась», но и как минимум на песни «На обратной стороне Земли» и «Если хочешь». И на обложку альбома, конечно.
Алексей Мажаев