В шестом выпуске документального сериала об «Арии» много видеовставок, раритетных записей и эксклюзивных демо-версий. Но самое интересное заключается не в них. Участники группы наконец-то рассказали историю ухода из группы вокалиста Артура Беркута и его замены на Михаила Житнякова (на фото). Всё оказалось не совсем так, как представлялось со стороны, но тоже весьма интригующе.
Артур Беркут проработал в «Арии» девять лет, и всё это время многим поклонникам казалось, что это не совсем тот вариант, который устроил бы всех. Сдержанные воспоминания Владимира Холстинина и Виталия Дубинина про Беркута в предыдущих сериях «Через все времена» будто бы подтверждали эту версию - но когда повествование дошло до расставания с певцом, выяснилось, что никакого предубеждения против Артура у «арийцев» не было. Он не только выручил группу после резкого ухода Валерия Кипелова, но и почти сразу записал с «Арией» хит «Колизей», вошедший в «золотую коллекцию» коллектива. Тембр Беркута отличался от кипеловского, но вокальный диапазон позволял решать поставленные «арийцами» задачи. К тому же у Артура был большой опыт работы в Америке, и Холстинин надеялся, что совместное творчество сблизит музыкантов и певца и сгладит противоречия между стилем группы и манерой Беркута. Но этого не произошло - напротив, расхождения только усилились.
- Понимаете, есть опера, а есть оперетта, - объясняет Виталий Дубинин. - Вроде бы близкие жанры, но с противоположным подходом. Вот так и у нас была «Ария», а у Артура - «ариетта».
«Арийцам» стало всё труднее мириться с «театрализованным» сценическим поведением Беркута, а последней каплей оказалась запись вокала к альбому «Феникс». Услышанное категорически не нравился ни Холсту, ни Дубу, ни Сергею Попову, а солист оставался глух к их замечаниям (проявлял, по формулировке Холстинина, «незаинтересованность в результате»). С Артуром пришлось расстаться. По словам музыкантов, они очень старались обойтись без скандала - дали Беркуту доработать два месяца, выкупили у него долю в студии и разрешили петь песни с записанных им альбомов «Арии». Но для вокалиста увольнение всё равно стало ударом - больше он с «арийцами» не общался и не шёл с ними ни на какие переговоры, хотя на афишах его концертов порой красовался аршинный логотип группы, а в репертуар входили и песни с ранних пластинок. Переговоры по поводу незаконного использования пришлось перенести в суд.
Новым вокалистом стал Михаил Житняков из группы «Гран-Куражъ». В «околоарийских» кругах он был давно известен невероятно точным подражанием вокалу Кипелова. При этом Михаил: по будням работал в офисе на хорошей должности; никогда не ездил в длительные туры; и музыка, несмотря на некоторую локальную популярность «Гран-Куража», была для него лишь хобби; и причёска у него была совсем «неарийская». Житняков был немного знаком с Дубининым, который как-то обсуждал с вокалистом участие в своём гипотетическом сольном альбоме (так до сих пор и не записанном). Миша был не против, но когда ему предложили писать альбом «Арии» с перспективами стать постоянным вокалистом и поехать в тур с легендарной группой, это означало для Житнякова полное изменение образа жизни. Он сомневался, но сомневались и «арийцы», сумеет ли вокалист-самоучка выдерживать концертные нагрузки, с которыми раньше не сталкивался. Это был явно не тот случай, когда Metallica, принимая на работу басиста Роберта Трухильо, сразу выписала ему миллион долларов подъёмных. Тем не менее после сомнений, занятий с педагогом по вокалу, записи с листа песен для «Феникса» и осторожных концертных дебютов союз «Арии» и Житнякова был оформлен - к обоюдному удовольствию всех сторон, которое прекрасно чувствуется в интервью Холстинина, Дубинина и присоединившегося к ним по ходу беседы Михаила.
Кстати, если вам интересно, что означает надпись на футболке Владимира «Mele Kalikimaka», а лезть в поисковик лень, отвечаем прямо здесь: это гавайское поздравление с Рождеством, а также название песни Бинга Кросби.
Алексей Мажаев