Московские метростроители с уже привычным по последнему времени темпом строят тринадцатую станцию Кольцевой линии. Она появится больше чем через 70 лет после того, как была запроектирована. У транспортного узла с названием «Достоевская» появятся новые выходы в сторону реконструированного спорткомплекса «Олимпийский», Театра зверей и Соборной мечети. А долгожданная пересадка на север Люблинско-Дмитровской линии пригодится пассажирам будущей высокоскоростной магистрали из Санкт-Петербурга.
«Спустя 70 лет строим новую станцию на Кольцевой линии», — отметил, комментируя ход строительства, мэр столицы Сергей Собянин. По словам градоначальника, пешеходные переходы от станции дотянутся до проспекта Мира. Строительство уже активно ведется, причем горным, практически ручным способом, добавил мэр.
Сейчас уже завершено строительство вспомогательных выработок, а также главного «подготовительного» элемента при сооружении станции — обходных тоннелей. Они необходимы, чтобы временно пустить по ним поезда Кольцевой линии, пока на существующем перегоне будет строиться новая станция.
При этом так называемый задел под нее был сделан еще в 1950 году — при строительстве перегона между «Новослободской» и «Ботаническим садом» (ныне «Проспект Мира») был специально оставлен прямой горизонтальный участок, в котором тоннели разнесены на стандартную ширину станционного зала. Кстати, тогда запроектированная станция называлась «Площадь Коммуны» — позже рабочими названиями были также «Площадь Суворова» и «Суворовская» (последнее из них держалось до начала этого года).
Новые выходы из метро появятся, по нынешним планам, на пересечении улицы Дурова и Олимпийского проспекта — обеспечивая легкий доступ к спорткомплексу «Олимпийский», открытие которого после перестройки ожидается в 2025 году, Театру зверей Дурова, театру «Русская песня», Екатерининскому парку и Московской соборной мечети.
Общая стоимость работ, согласно принятой городом Адресной инвестиционной программе, составит чуть меньше 20 млрд рублей. Постройка «Достоевской»-кольцевой на 20% разгрузит ближайшую станцию метро «Проспект Мира», а также единственную на данный момент пересадку с Кольцевой на салатовую линию — узел «Курская»—«Чкаловская».
Достопримечательностью новой станции станет 350-метровый траволатор — горизонтальный эскалатор, который необходим для удобства пассажиров. Дело в том, что посадка новой станции на местности строго обусловлена тем самым заделом начала 1950-х годов, а вот выходы будут ближе к Олимпийскому проспекту.
Строительство «Достоевской»-кольцевой (а поначалу — «Площади Суворова» и «Суворовской») — тоже в своем роде рекорд, только хронологический. Первые упоминания об этой станции на общедоступных картах подземки появились в начале 1990-х годов — вместе с проектом северного участка Люблинско-Дмитровской линии до «Марьиной рощи». Однако в те годы федеральных субсидий на полноценное продолжение советской программы метростроения не хватало — а без поддержки федерального бюджета московская мэрия и подавно не могла позволить себе такую роскошь.
— Строить метро за счет города без федеральной поддержки не хотели, потому что если бы тогда, в 90-х годах, Москва смогла обойтись без субсидий, их просто прекратили бы выделять вовсе, — рассказывал корреспонденту «МК» один из руководящих сотрудников московской метростроительной отрасли тех лет, участвовавший в совещаниях мэрии.
В 2000-х годах удалось выделить средства на строительство «Достоевской» — но лишь радиальной, достраивать «Суворовскую» одновременно с ней город опять-таки не смог себе позволить. В 2012–2013 годах этот проект, хотя и был разработан НииПИ Генплана и Метрогипротрансом, был «положен на полку», а в 2017 году даже перестал значиться в числе активных. Однако уже два года спустя, в 2019-м, было решено вновь вернуться к нему. Правда, сроки неоднократно «сдвигались вправо»: все силы стройкомплекса были брошены на БКЛ и другие более приоритетные проекты. Сейчас за основу взят уже разработанный в 2010-е проект — в том числе и архитектурного оформления станции. Так что, вполне возможно, она станет последней (предпоследними были «Савеловская» БКЛ и «Петровско-Разумовская» Люблинско-Дмитровской линии) станцией, оформленной в стиле рубежа 80–90-х годов.
Возможно, благополучная судьба «Достоевской»-кольцевой — по крайней мере на текущий момент — связана с еще одной транспортной инициативой, уже федерального масштаба. «Петровско-Разумовская» — станция на севере Люблинско-Дмитровской линии — предполагается первой в черте Москвы остановкой поездов перспективной ВСМ (высокоскоростной магистрали), которая к 2028 году должна связать столицу с Санкт-Петербургом. А значит, дополнительная связка салатовой линии с Кольцевой будет совсем не лишней.
Антон Размахнин