На парковке спорткомплекса «Лужники» началась серия концертов «Live & Drive», организованная в новом для России формате drive-in. Первый в столице концерт для автомобилистов сыграла петербургская группа The Hatters. Борис Барабанов решил, что на время борьбы с пандемией автомобильные гудки вполне могут заменить аплодисменты.
Несколько концертов на площадках, оборудованных для зрителей в автомобилях, уже прошли в Санкт-Петербурге, но в Москве это было впервые. The Hatters — петербургская группа, исполняющая джипси-панк и давно работающая с рейверами из Little Big. Лидера The Hatters Юрия Музыченко можно даже видеть в клипе Little Big на песню «Uno», которая должна была участвовать в так и не состоявшемся конкурсе «Евровидение».
Обычно концерты The Hatters сопровождаются обильными возлияниями как в зале, так и на сцене. Но на концерт в «Лужниках» попасть можно было только на автомобилях, поэтому как минимум один человек в каждой из машин был трезвым. Да и музыканты были как стеклышко. На въезде машины досматривали очень придирчиво. Зато концерт на парковке не предполагал ограничений для курильщиков, и смотреть концерт с сигаретой в зубах было для них давно забытой радостью.
А еще москвичи изобрели новый вид развлечений — танцы около машины, а также возлежание на крыше с отличным видом на подмостки. Красотки-инстаграмщицы, которые в обычное время делают селфи на фоне сцены из танцпартера, теперь забирались на крыши автомобилей и таким образом не только добивались красивого вида за спиной, но и становились объектами съемки. Юрий Музыченко даже время от времени давал подсказки парням, приехавшим на концерт: «Смотрите, вон в той машине две девчонки без кавалеров!»
Окончание каждой песни публика встречала автомобильными гудками и миганием фар. Они здесь заменяли аплодисменты и были единственным способом дать группе знать, что фаны ее поддерживают. Музыченко несколько раз пытался добиться от зрителей более традиционной реакции, но возгласы и хлопки терялись в музыке. Попытки хором исполнить припев тоже провалились. Все это, безусловно, было новым для артистов, зато к концу концерта Музыченко почти освоил дирижирование клаксонами. В том, как он взаимодействовал с автолюбителями, при желании можно было даже прочитать отголоски знаменитой авангардной «Симфонии гудков» Арсения Авраамова, единственный раз исполненной в Москве в 1923 году.
Конечно, со временем список ритуалов на концертах в формате drive-in будет увеличиваться. Ведь автомобиль может быть инструментом участия в массовом зрелище в той же степени, что и ладоши, бубны, диджериду, вувузелы или файеры. «Пешие» концерты в обозримом будущем можно представить себе только с очень ограниченным числом зрителей и на специально оборудованных площадках, так что люди будут развлекать себя, превращаясь в героев мультфильма «Тачки».
Но потом концерты для автолюбителей не то что не заменят обычные шоу — им будет сложно даже стать отдельным бизнесом. Такой вариант выступления, с одной стороны, не может собрать привычных для стадионных артистов десятков тысяч зрителей, с другой — недостижим для клубных составов с небольшой преданной аудиторией. Помимо сцены (а в «Лужниках» выстроили полноценную фестивальную сцену с огромными экранами) при организации концерта drive-in требуются огромные усилия по созданию и разметке пространства для автомобилей, строительство дополнительных VIP-зон, наем регулировщиков и охранных компаний. Все это можно потянуть, только имея в активе популярных артистов и при этом желательно заручившись поддержкой спонсоров. Тем не менее на каждый следующий из запланированных в рамках серии «Live & Drive» концертов — Леонида Агутина, группы «Сплин», Дианы Арбениной, Басты и других — продается все больше билетов; формируется новая потребительская привычка.
Поняв складывающиеся на их глазах и с их участием правила игры, музыканты The Hatters все же не смогли удержаться в новых рамках и ближе к финалу концерта спустились играть и петь прямо на заполненную людьми и машинами парковку. Все же рок-н-ролл не та арт-форма, которую можно строго регламентировать, даже если правила выработаны из лучших побуждений. Это был первый концерт группы за несколько месяцев, и музыкантам просто хотелось сказать спасибо всем, кто рискнул разделить с ними рискованный новый опыт.
Борис Барабанов