Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

РАО встроилось в рынок

Топ-менеджеры общества получили долю в крупнейшем агрегаторе прав на музыку

Топ-менеджеры Российского авторского общества (РАО) Александр Сухотин и исполнительный директор Алексей Карелов получили 40% в бизнесе «Национального цифрового агрегатора» (НЦА). Это один из крупнейших в России посредников между музыкальными лейблами и стриминговыми сервисами. Баланс заинтересованности между должностями в РАО и коммерческих структурах должен регулироваться уставом общества, раньше у государства не возникало вопросов к такому совмещению, говорят эксперты.

Гендиректор РАО Александр Сухотин и исполнительный директор общества Алексей Карелов (также возглавляет Всероссийскую организацию интеллектуальной собственности, ВОИС) стали совладельцами ООО НЦА, следует из данных «СПАРК-Интерфакс». С 20 марта они владеют по 20% компании, продавцом выступила британская Prime Time AV Lab Ltd, у которой осталось 30%. Еще 30% владеет зарегистрированная на Сейшельских Островах «Веонплюс Инвестмент Инк.». В НЦА и РАО оперативно не ответили на запросы, с господами Сухотиным и Кареловым связаться не удалось.

НЦА занимается размещением музыки на стриминговых платформах. По данным сайта компании, она сотрудничает с Apple Music, iTunes Store, Google Play, «Яндекс.Музыкой», Spotify, YouTube, Amazon и крупнейшими российскими сотовыми операторами, а со стороны музыкальных лейблов — с «Первым музыкальным издательством» (ПМИ), Velvet Music, «Союз Мьюзик», «Студией Союз», музыкальным издательством «Монолит», Gazgolder Records, продюсерским центром Игоря Матвиенко и др.

«Стриминговые сервисы в основном платят не музыкантам, а именно агрегаторам. НЦА — это российский аналог мейджора. В России, как и везде в мире, было три основных мейджора — Sony Music, Warner Music Group и Universal Music Group, пять лет назад появился НЦА и начал конкурировать с ними»,— объясняет собеседник. По словам другого собеседника, бизнес-модель подобных агрегаторов заключается в том, что они выкупают у лейблов или реже у самих артистов права на музыкальные треки на срок, который в среднем составляет год-два, и выплачивают им сумму минимальной гарантии плюс потенциальный процент от сбора.

Участники музыкального рынка связывают НЦА с соучредителем ПМИ и председателем правления РАО Максимом Дмитриевым. «По сути, он является основателем»,— говорит один из них. В 2016 году Максим Дмитриев говорил «Ведомостям», что доля НЦА на рынке смежных прав на российскую музыку составляет около 25%.

Собеседники “Ъ” затруднились оценить бизнес НЦА, но указывают, что стоимость доли в 40% может быть значительной, так как это одна из крупнейших компаний в сегменте. Согласно «СПАРК-Интерфакс», выручка НЦА в 2019 году составила 448,46 млн руб., чистая прибыль — 13,3 млн руб.

Гендиректор и организатор конференции музыкальной индустрии Сolisium Сергей Бабич видит в сделке логичное продолжение развития обществ по коллективному управлению правами, которые «наращивают цифровую экспертизу и теперь получают свой интерес в цифровой дистрибуции напрямую».

«Это, безусловно, происходит в интересах авторов, подписавшихся с РАО, которое таким образом увеличивает свое влияние на рынке»,— считает он. Другой собеседник указывает, что представители музыкальной индустрии в руководстве авторскими обществами — общемировая практика. «У этих представителей могут быть свои коммерческие интересы. Баланс между такими должностями должен соблюдаться, но это уже вопрос устава РАО»,— добавил он.

Само по себе вхождение топ-менеджеров РАО в капитал НЦА не означает наличия заинтересованности при заключении агрегатором сделок о выплатах в пользу авторского общества, отмечает заместитель председателя комитета Российского союза промышленников и предпринимателей по интеллектуальной собственности и креативным индустриям Анатолий Семенов. В целом государство ранее не видело проблемы в подобном совмещении позиций, напоминает он: например, Андрей Кричевский был гендиректором фирмы «Мелодия» и ВОИС.

Валерия Лебедева

Источник

236


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95