Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Духовен ли Кононов?

«Трагически умер… По стихам видно, что испытывал судьбу… Получал адреналин от того, что бросал вызов силам, для которых он не был даже букашкой… Такие откровения возможны лишь среди равных. А у него — поставить на колени ту, которая сама уложит кого хочет, когда хочет, как хочет и куда хочет…Размахался он не тем и не там… Вот и кара Господня за содеянное…

Для живущих здесь, это конечно что-то революционное, особенное. Это вызов, непокорность, вседозволенность, желание выделиться, взлететь… Но чем выше взлетаешь, тем больнее падение. Недоступное манит, я понимаю, неплохо там побывать, но с меньшими затратами. Я не призываю ползать по земле, но знать свой потолок желательно…«

Мнение читателя на стихотворение «Ходок».

(Вечерний Гондельер, номер 148, рубрика «Лабаз Пера», Русская литература, Современная поэзия в интернете.)

Людмила Исаева

Местный весьма почитаемый за мудрость священник отец Геннадий считает, что произведения Геннадия Кононова должны покоиться, то есть опубликование их усложняет участь автора по-Ту-сторону?

Из чего проистекают эти суждения? Есть ли в поэзии Г.Кононова тот самый демонизм, за который его творчество надо изолировать от общества? Был ли Геннадий Кононов человеком роковым и тотально злым, чтобы опасаться его иезуитского слова, способного подвигнуть к разрушениям? Владеют ли судящие полным представлением о творчестве и духовном поиске автора двух тысяч стихов и полутора десятка повестей?..

* * *

Пылает небо, губы иссуша,
и каплями на лбу и на виске
измерен путь. Усталая душа
трепещет как свеча на сквозняке.
Все зрительские заняты места,
И брошен столб на землю, наконец.
Предательство – тень всякого креста.
Кровь пастыря обрызгала овец.
1995г.

Как правило, во всяком явлении каждый находит то, что ищет. Попытаемся вникнуть в суть произведений и жизни поэта. Не стоит меня предуведомлять, стараюсь быть объективной. И мне кажется, что категоричность священника отца Геннадия, как и других противников стихов и идей Г.Кононова вытекает их фрагментарного восприятия кононовского творчества.

И в то же время, кто же из нас изначально родился мудрым и не ошибался в юности, в зрелости? У кого из нас не было противоречий в приятии мира? Чем в этом Геннадий Кононов хуже любого из нас? Только мы нагрешили и забыли. А Гена о своих этапах роста и осознания смел писать, да ёщё и в рифму. Многие ли из нас имеют эту смелость утверждать, предполагать и предлагать что-то своё, искренне веря в это, и готовы вынести свои суждения на суд людской?

Я не скажу, что в стихах Геннадия Кононова не бывает бравад и совсем нет вызова Богу, Судьбе, смерти… Но и за бравадой, как правило, у Кононова есть содержание. Не важно, что кому-то оно не по душе.

Да, грустные тексты… да разные тексты, чаще светлая грусть. Сокрушается о несовершенствах мира, в котором жил, в котором мы живём… А вы находите этот мир совершенным?

Действительность наша и впрямь горчит. Стоит ли упрекать в том поэта? Стоит ли вообще в нём искать только негативиста и безбожника? Он писал о том, что видел, как понимал и как чувствовал:

* * *

Грохоча исходами летальными,
ледяная рухнула стена,
и пространства твердые оттаяли.

Знаю, будни – праздников цена.

Не беда, что быт горчит растлением,
что смердит свободная печать,
не беда, что эта площадь – Ленина.
Здесь удобно встречи назначать.

Знанье, грустно, а незнанье пагубно,
и гордыня часто вводит в грех.
Горький возраст: нам уже не надобно
прав на жизнь, на труд и на успех.
И блаженны весело поправшие
вольности троянские дары,
ибо знают только проигравшие
способ выйти из чужой игры.
1993 г.«Игра в игре»

Так чего же нельзя простить Кононову? Может быть, внутренних составляющих души человеческой, что зовутся подсознанием? Или философской иронии? Или глубины понимания обречённости и страдания духа в теле?

Из цикла «Стихи неисправимого»

* * *

1.
Вот сентябрь. На закате заплачет стекло,
И в тазах запыхтит золотое варенье.
Все фигуры расставлены, время пошло,
время сбора плодов, время дыма и тленья.
В тёмных омутах душ закружило уже
шелуху золочёную. Вы замечали:
не хватает смиренья осенней душе
как весной красоте не хватает печали.

2.
О, сестра моя, тёмен и холоден кров,
по углам паутинным сгущаются тени,
мокнут серые травы, и летняя кровь
остывает в системе людей и растений.
Никогда не забыть эту долгую дрожь.
Но, когда перестанем казаться телами,
назову твоим именем город и дождь,
ибо в сердце твоём снов осеннее пламя.
Нам, в одеждах из кожи, сожжённых до дыр,
опаляя сердца, подниматься упорно
по пылающим лестницам в огненный мир,
где не будет различья меж формой и формой.
Сент.1995г.

В человеке с настолько тонким, объёмным и многоплановым мироощущением в принципе невозможна недуховность. Собственно, только дух, душа и могут открывать подобные свойства мира….. Тогда о чём же спор, друзья мои? Геннадий Кононов не был двуликим Янусом. Он открыт, глубок, понимаем, чувствуем, осязаем. Составьте себе труд погрузиться, вчитаться, вдуматься. Может, и подобные вопросы покажутся нелепыми?

ОЖИДАНИЕ

Я спал в канаве, у креста дорог,
потерянный, как никогда дотоле,
и Голос мне сказал: «Вставай, сынок, –
для вечери уже заказан столик».
Как этот полдень безнадежно юн!
И, ничего уже не опасаясь,
я пальцем на песке пишу: июнь.
Я не люблю, я только прикасаюсь
к земли нагому телу не спеша,
и привкус сна мне голову морочит.
В очко играют тело и душа,
и мент в машине в рацию бормочет.

И так катастрофично чувство меры
на зыбких рубежах любви и веры.
Июнь 1996 г. «Стихи неисправимого»

А ведь в июне 2004 года его не стало…

Вам же, надеюсь, не придёт в голову увидеть буквально спящего на перекрёстке поэта… по аналогии с тем, как «Земную жизнь пройдя до половины, я очутился в сумрачном лесу» (Данте) вам не представляется буквально сумрачный лес, где дремучие ели, а скорее духовная чаща, куда забредает душа человека к своей зрелости.

Перекрёсток — частый символ в поэтике Г.Кононова.. Как распутье, как крест, как распятье, как возможность выбора и наоборот обречённость.

Надеюсь, «причём тут мент?» в этом полицейском государстве, вы не спросите…

ЧТО БЛУЖДАЕШЬ ДУША…

Что блуждаешь, душа, вдоль границ, возле сумрачных вод?
Видишь – гуси летят за кордон коридором воздушным?
Двери в осень открыты. Из дымных туманных болот
прель ползёт по дорогам, и тянет багульником душным.

Игрокам и игре сверхсознанье подводит итог.
Эпилог.Утекает песок, истончается запах.
Кто дойдет до предела – увидит слиянье дорог,
всех дорог, устремлённых на юг, на восток и на запад.
1995г.

Прошу не забывать, что поэт, в силу своего тяжёлого недомогания, готов был в любой момент предстать перед Всевышним. Поэтому-то и грань между этим и тем миром в его поэзии размыта. Десятки раз видела его умирающим. Диабетические комы, каждая из которых могла быть последней… Как чувствует себя человек, готовый в любой момент быть выкинутым из этого мира? Не это ли обрекало его жить и писать тщательно, успевать завершить дела, чтобы за спиной не осталось долгов?

Геннадий не хотел мучительной смерти («…и девочка смерть легко постучит по стеклу»), однако ему достался тяжёлый уход, с неимоверными физическим и духовным страданиями и осознанием своей обречённости.

* * *

Бесприютность не порок.
Тело по миру гуляет,
грязь лечебная дорог
от привычек исцеляет.
И горит души свеча,
тает в чьих-то ловких лапах,
помня сумерек печаль
и закатов терпкий запах.
И, пока она жива,
всё трещит свеча печально.

Говори свои слова
и храни своё молчанье.
июнь 2003г.

Мы все — бренные дети земли, каждый ищем свой способ жить, любить, принимать судьбу и с чем-то не соглашаться. У каждого из нас своё отношение к реальности вещей и своя сверхзадача. И способ самоутверждения у каждого свой.

* * *

Орут коты, в окне клубится мрак, но ветхая тетрадка под рукою.
Судьба не черновик, и всякий шаг лишает нас свободы и покоя.
Вы о свободе знаете из книг. Меж тем, едва услышав отзвук зова,
иллюзии беспечный ученик неточное зачеркивает слово.
Раб ослепленный Царства не узрит, но нет преград нагим глазам поэта,
и жизнь его, как рукопись, горит, исполнена огня, теней и лета.
май 1998г.

Чем больше читаешь Кононова, тем меньше хочется хоть что-то комментировать. Поэт сам всё о себе, и о мире в котором жил, рассказал.

Правда, существует распространённое заблуждение. Часто читатели стихов Геннадия отождествляют самого автора с его лирическим героем. Лирический герой Геннадия Кононова — игрок. Тема игрока и игры рефреном проходит через всё творчество Геннадия. Его лирический герой находит утешение в водке. Геннадий никогда так драматично не жил, как он об этом писал…по образу жизни он был больше благополучным человеком, если бы не болезнь. И если мог изредка позволить себе шалость попить водочки вдосталь…но и только… Пьяным он был спокоен, мягок, при большом перебирании просто засыпал, тихонько удалившись.

Он никогда не садился за рабочий стол в нетрезвом состоянии. Говорил, что всё написанное по «нетрезвянке» поутру оказывается полной ерундой. И уж точно, был далёк от наркотиков и всего прочего. Социально он был весьма законопослушен и последователен. А дух его — он «дышит, где хочет…», даже если за рамками социальных ограждений. Его право. Судить будут не на земле.

Говорю, а сама чувствую вроде бы беспредметную, но глубокую жалость… всё-таки достоинства человеческие в нём очевидно превалировали, хоть он и прятал их под маской циника.

По-настоящему художественный образ игрока и самого автора слились лишь в самых поздних его произведениях.

В последние месяцы Гена в одной из дружеских бесед сказал: «Я теперь играю во все игры…» Сколько их у него тогда оставалось, этих игр?.. И что он имел ввиду? Теперь можно только догадываться.

Должна ли жизнь поэта быть до конца понятной и односложной? Что отличает простых смертных от избранников божиих, способных поэтически отражать мир? Наверное, чуткая, страдающая душа… «Творческий акт служит анестезией, и освобождает душу для следующих страданий…» — ….это из кононовской Арс-поэтики.

Кононов неприменим к плоской, линейной утилитарности. В этом сила и красота его творчества. А быть ли Геннадию Кононову в вечности? Он уже там Рукописи не горят…

* * *

И правила взрываются в ночи,
и сквозняки свистят острее бритвы.
Будильник в лихорадке. Он стучит,
сбиваясь с общепринятого ритма.
Концы, начала и другой гарнир
сознания – оборваны негласно.
На небосводе, вытертом до дыр,
дрожит звезда безмолвно и опасно.
Давай допьем, душа моя больна,
но ад и смерть ее не одолеют.
Добавь в реальность только каплю сна –
ведь от последней капли не хмелеют.
февраль 1996
«Стихи неисправимого»

P.S. Геннадий Владимирович Кононов — по образованию филолог, по профессии — учитель русского языка и литературы, по призванию — поэт. Родился 30 сентября 1959 года в г.Пыталово, Псковской области. Ушел из жизни 22 июня 2004 года, не дожив трех месяцев до своего 45-летия.

Творческое наследие: около 2000 стихов, 18 повестей.

Публиковался при жизни в журналах «Русская провинция», «Юность», «Литературная учеба», в альманахах «Истоки», «Третье дыхание», «Скобари», «Приют неизвестных поэтов», в газетах «Литературная Россия», «Трибуна» и др.

Многие стихи положены на музыку и стали образцами русского романса ХХ века.

Ваша Людмила Исаева

1286


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95