Сегодня узнал о смерти режиссёра Владимира Наумовича Наумова. Мы с ним были одно время дружны. Долгие годы он жил неподалёку от метро «Аэропорт», и я довольно часто бывал у него дома.
Это был знаменитый тандем: режиссёры Александр Алов и Владимир Наумов. «Мир входящему», «Скверный анекдот», «Павел Корчагин», «Тегеран-43» и другие ленты.
Они работали вместе, дружили, и я придумал, как мне казалось, хороший ход: задам пятьдесят вопросов Алову и эти же вопросы – Наумову. Ответит каждый по-своему, так и родится творческий портрет.
Владимир Наумов тогда переживал сложный момент своей жизни: разрыв с прежней семьёй и влюблённость в юную Наталью Белохвостикову.
Они поженились с Натальей, она родила прекрасную дочь Наташу (тоже стала режиссёром и сценаристом), и вместе они прожили несколько десятилетий до смерти Владимира Наумова.
В то время я пробивал на Мосфильме постановку фильма «Двадцать минут с ангелом» по пьесе Александра Вампилова. Я снял в объединении «Дебют» фильм «Клоун Мусля», худсовет практически единогласно одобрил мою работу, и я получил право на самостоятельную постановку.
Выбрал «Двадцать минут с ангелом» – одноактную пьесу из «Провинциальных анекдотов». Полгода ушло на написание сценария, обсуждения, внесения поправок. Вроде, меня поставили в план.
И…
И попался я в ненужное время, в ненужный час, в ненужную ситуацию — сценарий дали читать директору студии Николаю Трофимовичу Сизову.
Проходило большое совещание на «Мосфильме». С докладом выступал генеральный директор Н.Т. Сизов. Часть доклада была посвящена мне и сценарию «Двадцать минут с ангелом».
– Ну что это такое! — кричал он, стуча кулаком по трибуне. — Страна борется с пьянством, а у нас в сценарии, который предполагается дать дебютанту Шахиджаняну, утро начинается в гостинице. Два алкаша ищут, где бы и на что им выпить. Драку затевают! Как такое можно позволять! И сценарий прошёл объединение, его утвердил главный редактор! Куда вы смотрите?! – кричал Сизов, обращаясь в зал. – Куда?!
Сам Николай Трофимович любил выпить. И, как я понимаю, сценарий до конца он не дочитал, ознакомился лишь с первыми тремя страничками. На самом деле комедийная лента «Двадцать минут с ангелом» была против пьянства и показывала всю мерзость пьянства.
Владимир Наумович Наумов хотел мне помочь, но у него не получилось.
После разгрома, который прозвучал на совещании, о постановке не могло быть и речи. Решение было окончательным и обсуждению не подлежало.
Вот сегодня, узнав о смерти Владимира Наумова, обо всём этом и вспомнил.
День провёл на фирме.
Хорошо поговорил с М.Р. Рахматулиным.
Хорошо пообщался с Д.М. Меньшиковым.
Серьёзно обсуждал проблемы развития нашей фирмы с Г.М. Буланниковым.
Уверен, что Глеб Михайлович станет отличным сценаристом, востребованным. Режиссёры начнут драться за право поставить фильм по его сценарию. И мы будем гордиться, что такой человек работал на нашей фирме и здоровался с нами каждое утро.
Сейчас, когда пишу эти строки, половина третьего ночи. Вроде я ответил на все письма, написал пару заметок, продиктовал Д.И. Беспалову (он сегодня дежурит ночью), какие статьи ставить из «Московского комсомольца».
Завтра останусь дома на весь день и постараюсь заниматься сексом: буду готовить «1001 вопрос про ЭТО» для переиздания.
Перед сном положительные эмоции: немного увеличилось количество оплативших «СОЛО на клавиатуре» и начавших читать онлайн-книгу «Курить, чтобы бросить!».
Ваш Владимир Владимирович Шахиджанян
P. S. Сегодня, 9 февраля, когда готовлю эту запись к публикации, из сообщения ТАСС узнал:
Свыше 75% российских учителей имеют оклад ниже минимального размера оплаты труда (МРОТ), следует из данных Минпросвещения, представленных в среду на заседании комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре.
"76% учителей имеют ставку заработной платы (оклад) ниже МРОТ", - следует из презентации Минпросвещения. Данные представлены за декабрь 2021 года.
МРОТ в 2021 году составлял 12,8 тыс. рублей.
О каком «СОЛО» может идти речь, если две трети учителей имеют оклад ниже минимального размера оплаты труда! Стыдно и позорно.
Оклад уборщицы в метрополитене в два раза выше. Я нормально отношусь к уборщицам в столовых, метрополитене, различных учреждениях, но всё-таки есть разница между уборщицей и учителем.
Я хотел встретиться с министром просвещения Сергеем Сергеевичем Кравцовым, дважды написал ему, но ответа не удостоился. «СОЛО» школам не требуется. Хотя на самом деле «СОЛО» полезно и учителям, и старшеклассникам.
Научиться доверять себе, оказывается, очень трудно.
Симон Львович Соловейчик (1930-1996), педагог, журналист, писатель