...Итак, в Общественной палате — как квинтэссенция всей этой бучи с оттоком артистов из Росгосцирка — прошли в эту среду слушания «Российский цирк — пути выхода из кризиса». Пока мы не уверены, насколько эти пути на самом деле были найдены, но поговорили деятели, что называется «по душам». И это само по себе полезно. Были представители всех сторон — и руководство Росгосцирка в лице Гаглоева; и подчиненный Росгосцирку, но очень независимый и мощный Марчевский (худрук цирка в Екатеринбурге); и создатель суперуспешного шоу Гия Эрадзе; ну и, конечно, главный цирковые генералы сегодня — братья Запашные, руководящие, помимо своей компании, Цирком на Вернадского.
...Мы не раз объясняли в «МК» (в интервью с Гаглоевым и с Эдгардом Запашным) о сути проблемы: Росгосцирк начинает экономически и идеологически «проседать». Это проседание, если болезнь запустить, может закончиться крахом. Пока же в ОП мы увидели такую картину. «Цирк» начался с дележки мест в аудитории. Крики вылились в скандал. Хорошо, до драки не дошло. Еле-еле всех привел в чувство Эдгард Запашный. Пошли выступления. Весьма колкие и нервные. Что называется, назрело и наболело. — Не считаю себя участником конфликта, так как не работаю в Росгосцирке, и очень этому рад, — первым взял слово Эдгард Запашный, — поэтому сначала прошу передать слово своим коллегам. А я подведу итоги. Дрессировщик львов Николай Сквирский тут же сказал, что «никакого кризиса у нас нет, все это выдумки». Заместитель председателя Комиссии ОП по культуре Михаил Лермонтов официально заметил, что «единственный вопрос, который стоит перед нами, — как добиться того, чтобы государство еще больше вам помогало; важно, что создана рабочая группа, которая разрабатывает стратегию по решению вашей проблемы». Чудесно. Далее идет тяжелая артиллерия. — Как нет проблем? — С чувством вопрошает Анатолий Марчевский. — Мы бы здесь иначе не собирались! Без финансовой поддержки мы не выживем. В городах-миллиониках цирки можно не субсидировать. А вот где меньше миллиона, помогать нужно, ведь цирк — не шоу-бизнес, а механизм по формированию нравственности и духовности. Тут не должно быть пупков, намазанных блестками! Относитесь, пожалуйста, к цирку как к искусству. Впрочем, цирковая система — зеркало финансового состояния страны. Сейчас посещаемость упала на 30 %. Но тигры не стали есть меньше на 30 %! Я считаю, что аренду помещений, ремонт и коммуналку должно оплачивать государство. На остальное мы заработаем сами! Кроме того, Марчевский назвал бредом положение, по которому ему не разрешают давать интервью, не согласовав это предварительно с Росгосцирком. — Что вообще происходит? — продолжает Анатолий Павлович. — Росгосцирк ушел от ответственности за постановку номера. Каждый месяц мы отчисляем в компанию колоссальные сумы. Но он ничего не решает. У нас нет лидеров, как Михалков или Табаков. Есть только Запашные, которых знают все. На них все идут! Пока свой доклад с листочка читал Борис Майхровский, в зале поднялись крики — «Врешь ты все, Боря, врешь!». Дрессировщица Гаяне Мартиросян также себе в эмоциях не отказала: «Хорошо, что сейчас цирком руководят нецирковые люди. Они хотя бы не затащат в систему нескончаемых племянников и внуков!». Берет слово и Гия Эрадзе: — Здесь так много сказано лжи и лицемерия. Сегодня зритель идет на шоу, на "намазанные блестками пупки". А что касается Гаглоева (главы Росгосцирка), то с ним можно договориться на взаимовыгодных условиях. Например, я это сделал, пусть и не сразу. Проблема заключается в том, что многие не умеют разговаривать, а горазды только на скандалы! Режиссер Аскольд Запашный подводит предварительный итог: — Выскажу независимое мнение, поскольку я не имею отношения к Росгосцирку уже 3 года. Его проблема в том, что руководство не умеет вести диалог с работниками. Компания не хочет слышать всех сотрудников, а только диктует условия. Эдгард в финале замечает: — Этого скандала могло и не быть, если бы Гаглоев общался с недовольными артистами. Это не конфликт Запашного и Гаглоева. За счёт минусов Росгосцирка у меня появляются сплошные плюсы. Например, бесплатно отдали носорога, подарили поездку в Монте-Карло и контракты в Японии и в Европе. Но мне неприятно наживаться на чьем-то несчастье. Я полностью поддерживаю Марчевского насчет субсидии. Кроме того, Совет артистов и директоров нужно обязательно восстановить — как орган альтернативный Росгосцирку. Но повторяю: конфликта у меня с Гаглоевым нет. Я не стремлюсь занять его место! Что ж, первая серия прений завершена. Теперь ждем реакции. Случилось главное: все, наконец, разбужены. А ведь — активность и бесстрашие в высказывании собственного мнения — это уже полдела. Может, этой активностью, компания все-таки будет спасена и войдет, наконец, в новые реалии.
Что ж, в разговор наконец вступает и Вадим Черменович: — Вы все говорите о кризисе, который для меня случился не год назад, а после распада СССР. Этот распад разделил и нашу систему, спровоцировав появление прокатчиков. На какое-то время они спасли цирк, а сейчас другой век, требующий новых подходов. Мы изучали общественное мнение, и выяснилось, что 51% респондентов не любит цирк, а 49% — любит, — кризис в этом. Во-вторых, хочется разъяснить историю с убыточностью циркового дела. В марте месяце я подготовил программу по оптимизации расходов под названием «Большая пятерка», при следовании которой можно выйти на окупаемость. Недавно я был в цирке в городе Латина в Италии, где в программе участвовало 8 львов, при этом в аттракционе работало 3 человека. В аналогичном случае у нас задействовано 9–10 человек. Так всё ли мы сделали для того, чтобы цирк был самоокупаемым? Эдгард парирует: — Вадим Черменович, видимо, вы забылись и продиктовали неточные данные, поскольку в зале находится пресса, важно вас исправить, вы уже показывали рабочей группе презентацию (демонстрирует фото из нее на смартфоне), что 53% любят цирк, 32% — нет, а 15% — не знают. Это важно. А во-вторых, вы ориентируетесь на тех, в чьей работе вы, правда, не разбираетесь. Сейчас вы привели пример про цирк Латины с тремя служащими. Но там не бывает снега! А когда в Иркутске в минус сорок эти три работника попытаются погрузить или разгрузить львов, поверьте, вы потеряете и людей, и животных. К сожалению, недейственная политика Росгосцирка зачастую зависит от того, что в его руководстве нет ни одного специалиста с глубоким знанием дела. Сразу после заседания мы связались с Эдгардом Запашным: — Какие итоги можно подвести на сей момент? — Глава Росгосцирка Вадим Черменович Гаглоев в своей пламенной речи предложил всем «обнулиться», успокоиться и более не нагнетать обстановку вокруг компании. И попросил больше не давать интервью. Но при всем при этом он не попросил уволившихся артистов постараться больше на него не обижаться и подумать о совместном сотрудничестве, подумать о возможном возвращении в Росгосцирк. Не попросил. А именно это было бы самым правильным с его стороны шагом. Потому что из компании сейчас ушли ценнейшие кадры — мастера, которых просто так не восстановить в ближайшие 3–5 лет. Другого номера с пингвинами, кроме как у Натальи Майхровской, в компании нет; другого номера с носорогом нет; в ближайшее время собирается подать заявление Ольга Борисова (львы)... Мало того, Сергей Нестеров справедливо заметил, что сегодня нет условий для создания новых номеров (имея в виду, скажем, ЦЦИ). В большинстве случаев просто обновляются старые номера. Так что как такового желания дружить я не увидел... — Зато артисты активны — одни за Гаглоева, другие — за вас. — Я не являюсь стороною конфликта. Казалось бы, если у Росгосцирка все будет плохо, все их недостатки обернутся выгодой мне, и самым правильным было бы мне вообще ничего не делать, сидеть в сторонке и наблюдать, как они разваливают эту компанию. Как у них все рушится. И мне останется лишь все подбирать. Но нет, я вмешиваюсь, и я указываю на те ошибки, которые они совершают, и я не заинтересован, чтобы Росгосцирк развалился, это наша главная задача — сохранить некогда великую и уникальную компанию. Сделать ее хотя бы неубыточной. Так что это искусственная война, которую Росгосцирк ведет со мной, чтобы спрятать собственные проблемы. — Как вы относитесь к присоединению Цирка на Фонтанке (старейшего стационарного цирка в России) к Росгосцирку? — Росгосцирк ведет политику поглощения. И я в этом вижу некую этапность. Сейчас — санкт-петербургский цирк, а потом они заявят, что надо присоединять и Большой московский (Цирк на Вернадке). Аппетит приходит во время еды. Чем это чревато? Это чревато созданием монополии и, как следствие, диктатуры над артистами. Потому что тогда теряется возможность у артиста куда-либо уйти, быть несогласным с политикой компании, не бояться ее. И как только присоединят все — это станет абсолютной монополией, Росгосцирк и так контролирует более 50% рынка! На зрителей это никак не повлияет, а на артиста повлияет на 100%. Потому что если он чем-то будет недоволен, то единственным выходом для него станет отъезд за рубеж. А этого нельзя допустить! Сегодня Майхровская открыто заявляет, что, уходя из Росгосцирка и понимая, что перспектив работы в России очень мало, она имеет в планах уехать в Китай. И это очень плохо. Мы теряем людей! Что ж, первая серия прений завершена. Теперь ждем реакции. Случилось главное: все наконец разбужены. А ведь активность и бесстрашие в высказывании собственного мнения — это уже полдела. Может, этой активностью компания все-таки будет спасена и войдет наконец в новые реалии. Если посмотреть на ситуацию с высоты птичьего полета, не вставая ни на чью сторону, не сталкивая лбами Запашного с Гаглоевым, то можно заметить простую вещь: все эти трения более чем логичны, поскольку времена изменились. И очень сильно. Буквально на глазах меняются как запросы, так и сам механизм визуального контакта, взаимодействия людей — не угонишься. А ведь искусство должно не просто «угоняться», но и идти на полшажка впереди... Давно, например, назрела новая, модернистская архитектура цирковых пространств, и так далее, и так далее. Так что кто не успеет в последний вагон за временем — увы, на Запашных пенять будет поздно. |