Итоги трех первых ЕГЭ-2020 показали: средний балл экзаменов, вопреки опасениям, по большей части не упал, а вырос. В Рособрнадзоре этот феномен объясняют отсевом самых слабых ребят — тех, кому нужен аттестат о среднем образовании, а не поступление в вуз. Однако главная интрига заключается в другом. Эта идея так захватила умы, что власти задумались: а не оставить ли и впредь ЕГЭ только для желающих получить высшее образование?
фото: АГН «Москва»
Основная волна ЕГЭ достигла своего «экватора», что позволило подвести первые итоги самой необычной кампании за все времена. К примеру, жаловались в этом году главным образом на две вещи: необязательность ношения масок участниками экзаменов (такое правило ввели лишь два региона) и на страшную жару в экзаменационных аудиториях. При этом особенно донимала граждан именно жара:
- В первый же день экзаменов в этой связи поступило сразу 29 жалоб, - рассказали в Рособрнадзоре. - А часть ребят из-за плохого самочувствия не смогли завершить экзамен, и после осмотра медиками это испытание для них было перенесено на 24-25 июля или на вторую волну, которая пройдет с 3 по 8 августа.
Впрочем, в целом, «резкого роста числа ребят, перенесших по состоянию здоровья экзамен на резервные дни, не наблюдалось. Самый пик жары пришелся на 6 и 7 июля, а всего за три первых экзамена не смогли дописать свои работы 640 человек, что по большому счету не выбивается из ежегодного ряда аналогичных случаев. При этом ковид был выявлен лишь у четырех детей из разных регионов. Все они не были допущены до экзаменов, и, равно, как и все, кто с ними контактировали, переведены на карантин. Экзамены они будут сдавать в резервные дни».
Вторая особенность кампании — не падение средних баллов ЕГЭ, как опасались многие, а их рост, и притом заметный. Правда, пока обработаны результаты только трех предметов. Но тенденция уже заметна. Так, по географии средний балл по сравнению с прошлогодним вырос на 2,9 пунктов; доля высокобалльников (от 81 до 100 баллов) увеличилась на 4,3%, а часть ребят, не преодолевших минимального порога баллов, необходимых для поступления в вуз, сократилась на 1,16%. Та же картина по литературе: рост среднего балла на 2,9 пунктов, доли высокобалльников — на 4,6% и сокращение доли «неудов» на 1,53%. Лишь результаты по информатике остались в целом на уровне прошлого года, что, возможно, связано с повысившейся массовостью этого предмета.
Выросла, по оценке Федерального института педагогических измерений, и доля участников экзаменов, фактически получивших за экзамен «отлично» (т. е. от 60 до 100 баллов): по географии их оказалось более 50%, по информатике — 55%, а по литературе и вовсе более 60%.
А вот нарушений на экзаменах стало меньше. За все время до ЕГЭ по истории и физике были удалены 367 участников экзаменов. В том числе 188 за использование средств связи, 139 — шпаргалок, а 40 — за иные виды нарушений (например, один из выпускников был изгнан с ЕГЭ за попытку сфотографировать экзаменационные задания, а другой — за подмену настоящего участника экзамена).
Примечательно, что, как за повышением оценок, так и за снижением числа нарушений, по оценке Рособрнадзора, кроется один и тот же фактор. В этом году в связи с автоматической раздачей аттестатов о среднем образовании с экзаменов снялась самая проблемная в обоих отношениях часть выпускников — ребята со слабыми знаниями, не претендующие на поступление в вуз, а мечтающие лишь закончить школу. И это не только сделало «всю погоду», но и породило сенсацию:
- Отказ от участия в ЕГЭ этого года около 71 тыс. выпускников, большинство которых, по-видимому, решили идти в систему среднего профобразования, стало значимым фактором, - сообщил врио главы ведомства Анзор Музаев, - В итоге в настоящее время эксперты всерьез обсуждают разведение процедур получения аттестатов о среднем образовании и поступления в вуз. Думаю, что по итогам ЕГЭ это станет главной темой дискуссий!
Напомним, что, когда ЕГЭ только вводили, многие эксперты настаивали именно на такой модели единых госэкзаменов. Тогда к ним не прислушались. Может быть, это произойдет теперь?
Марина Лемуткина