Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Можно ли «испортить» ребенка?

Для начала стоит отметить, что непрошеные советчики, уверенные в своей экспертности, очень раздражают. Многим родителям приходилось общаться с ними и учиться отказываться от «ценных указаний».

Откуда берутся идеи? 

«Кажется, что эти советчики хотят, чтобы дети с младенчества стали взрослыми», — пишет профессор психологии Дарсия Нарваэс и сравнивает такой подход с теориями ранних бихевиористов, в частности, Джона Уотсона. В руководстве по воспитанию от 1928 года он рекомендовал родителям игнорировать детей, чтобы те не выросли в раздражающих студентов.

Другие официальные брошюры того времени также не советовали нянчиться с младенцами. О возрастной психологии и развитии ребенка тогда не знали ничего, пишет Нарваэс: «Они не имели представления, насколько стресс в раннем возрасте токсичен для развивающихся систем ребенка». Исследования в этой области продолжаются и в наши дни, но подходы меняются.

В западной культуре было принято относиться к людям как к своего рода «машинам» — отсюда высокие требования к самоконтролю, приоритет работы и производительности над самостоятельностью и индивидуальностью.

Из поколения в поколение эти идеи передавались вместе с табу на нежность и своего рода обидой, отмечает автор. Кому-то из нас тоже доводилось слышать: «Я росла без этого, и я в порядке — значит, и он обойдется».

В середине девяностых в России родилось первое поколение, выросшее на одноразовых подгузниках. И немало бабушек тогда заявляли молодым родителям: «Баловство это все. Мы вас растили без памперсов, сами стирали — и ничего, вырастили».

Еще одна причина, по мнению психолога, в попытках привить ребенку независимость, которая в данном случае воспринималась как готовность к трудностям жизни, своего рода «закалка». В итоге дети страдали от отсутствия привязанности и близости к родителям, тревожности и других проблем.

Правда о том, что нужно младенцам 

Стремление «не испортить ребенка» по отношению к новорожденному с точки зрения психологов совершенно не соответствует задачам, которые стоят перед родителями.

Дети действительно требуют многого — внимания, времени, сил. Чтобы они росли здоровыми, их потребности должны быть удовлетворены. У рожденных в срок младенцев объем мозга только 25% от взрослого. Нормальные биохимические процессы определяют рост связей его клеток и полноценное развитие.

Примерно до 6 лет у ребенка формируется до 90% объема мозга. Это веская причина, чтобы считать важнейшей задачей поддерживать ребенка и удовлетворять его потребности.

Опираясь на данные исследований, Нарваэс пишет: «В традиционных обществах для того, чтобы новорожденный был доволен, принято следить за его жестами и гримасами». Собиратели-охотники внимательно наблюдают за ребенком и быстро подходят, если замечают первые признаки беспокойства.

Матери или тому, кто заботится о ребенке, лучше начинать с самого рождения отмечать, какие сигналы и когда он подает, — и со временем это будет происходить автоматически.

В первые 18 месяцев младенец привыкает жить вне матки, без постоянной поддержки плаценты и определяющей его развитие биохимии материнского организма. Поэтому ему необходимо полагаться на маму и других опекунов, чья задача — помочь ребенку научиться различным видам функционирования. И забота только лишь о питании и смене подгузников не решит все задачи и не поможет полноценному развитию.

Когда «доброжелатели» говорят молодым родителям не портить ребенка, фактически они убеждают: «Ожесточите сердце. Не отвечайте, когда он сигнализирует о своих потребностях». А следуя таким советам, родители передают ребенку послание: «Не рассчитывай на мою помощь. Ты один. Не сообщай о своих потребностях. Игнорируй их». И так они уничтожают доверие ребенка, — поясняет Нарваэс.

А ведь «человеческий детеныш» всегда рождается незрелым настолько, что нуждается в постоянном тактильном контакте и физическом присутствии того, кто о нем позаботится. Такова наша природа. Не заложив крепкий фундамент, дом не построить. И если мы хотим, чтобы наши дети были устойчивы к стрессам и жизненным сложностям, крайне важно с самого начала поддерживать их правильное развитие, пишет автор.

Елена Сивкова

Источник

235


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95