Меня зовут Настя, и я сдаю ЕГЭ. Этот год моей жизни я бы назвала хорошим словом «ад». Я почти не сплю, занимаясь учебой с раннего утра до глубокой ночи, но при этом понимаю, что мое образование как таковое закончилось в сентябре. То, что происходит в школе – профанация. Мое главное ощущение по отношению к себе и анализ знаний, полученных за год, – деградация. Но давайте по порядку.
Мы уже давно привыкли к страшным трем буквам: явлением под названием ЕГЭ нас начали пугать еще в начальной школе. В четвертом классе я в первый раз заявила маме, что боюсь ЕГЭ и не хочу его сдавать. Правда, потом немного успокоилась: до 11-го класса было еще долго, формат экзамена менялся каждый год, и вообще, вдруг его отменят. Не повезло.
Этот год начался с речи директора школы, которая сообщила, что мы все должны в обязательном порядке посещать платные курсы. Отказавшиеся от школьных курсов должны были в письменном виде предоставить отчет о том, где и с какими репетиторами они занимаются. Потому что «сами вы ЕГЭ не сдадите, даже не надейтесь».
Сам собой напрашивается вопрос: а что же я у вас делала 10 лет? Разве единый госэкзамен не предполагает подготовку в школе, на уроках? Ответ – нет. Несмотря на то, что экзамен считается очень серьезным, в школе на уроках конкретно к нему не готовят. ЕГЭ имеет определенную структуру и в среднем длится четыре часа. Школьная программа к нему просто не приспособлена.
Что касается помощи от учителей, то тут очень многое зависит от конкретного специалиста. Некоторые откровенно расписываются в своем бессилии. Другие добавляют уверенности ученикам репликами типа: «Только попробуй выбрать мой предмет! Ты же не знаешь ничего, ты не сдашь!». Но есть и такие, кто организуют подготовку по своему предмету.
Например, в моей школе повезло «физикам» – на уроках, пока весь класс делает задания по программе, они решают тесты в стиле ЕГЭ. Также преподаватель дает им задания на выходные, устраивает обязательные бесплатные консультации. Мне повезло меньше – учительница литературы даже не спрашивала у класса, кто собирается сдавать ее предмет. Узнав о моих намерениях, только сказала: «Ну ты же готовишься, да? Я в тебе не сомневаюсь». Это радует. Потому что я в себе как раз очень сомневаюсь. В общем, да, несмотря на предыдущие 10 лет в школе, без платных курсов – никуда.
Бюджет
4500 – плата за одни курсы по литературе, русскому и журналистике (4 занятия в неделю).
Другие курсы: 500 рублей за 2 часа по литературе (2 занятия в неделю) и 500 рублей за 2 часа по русскому (2 занятия в неделю).
500х2х4=4000 – литература;
500х2х4=4000 – русский язык;
4500 – литература и русский.
Итого: 12500 в месяц на подготовку к ЕГЭ
А теперь про разумное распределение времени и нагрузки. Подготовка к ЕГЭ начинается в тот момент, когда ученик определяется со своей будущей специальностью. Чаще всего это происходит в 10-11 классе (в лучшем случае). То есть вся нагрузка приходится на последний год, превращая его в бесконечную гонку и стресс. Мы начинаем судорожно повторять всю программу по предмету за 11 лет.
Следующий вопрос. Так как я уже знаю, какие предметы буду сдавать на ЕГЭ, что я делаю в школе? Зачем мне программа 11-го класса? Ответ: незачем. Собственно, все ученики, начиная активно готовиться к «своим» предметам по ЕГЭ, уже не обращают внимания на все остальные. Учителя поддерживают эту тему, работая только на тех, кто в них заинтересован.
Например, на истории первые парты заняты теми, кто ее сдает: они активно участвуют в обсуждении, пытаясь впитать максимальное количество «съездов ЦК КПСС» (по словам моих одноклассников, в ЕГЭ по истории очень много вопросов именно о них). Все остальные сидят на последних партах и занимаются своими делами.
Сдающие литературу читают Тургенева и стараются выучить максимальное количество стихотворений, физики решают тесты, информатики пытаются написать в тетради программу для решения задач физиков в паскале. Но это, скорее, исключения.
Основная масса последних парт просто расслабляется, мешая остальным учить важный для них предмет. В общем, что касается школы, этот год для меня посвящен «отбыванию» времени: я уже не получаю никакой полезной информации на уроках и в основном стараюсь не спать, потому что мой день заканчивается в 4 утра и начинается в 6:30.
Мой типичный день проходит так:
6:30 – подъем;
8:00-14:30 – школа;
15:00 – 15:30 – обед и время, чтобы доделать задания для курсов, либо отдохнуть;
15:30 – 16:00 – сбор;
16:00 – 17:00 – время на то, чтобы доехать до курсов (чтение книг и новостей);
17:00 – 18:30 – курсы по литературе или русскому языку;
19:30 – 21:30 – курсы по тем же предметам, но в другом месте;
21:30 – 22:30 – путь до дома (книги);
22:30 – 01:00 – чтение, выполнение домашнего задания и так далее.
Какие минусы у единого госэкзамена, не считая полного слома образовательного процесса? Вот вам один, самый серьезный. ЕГЭ влияет на выбор моей будущей профессии: ведь, выбирая вуз, я выбираю и предметы на ЕГЭ. Готовиться к госэкзамену обычно начинают за два-три года до окончания школы, чтобы хоть что-то успеть. А вот ситуация: в 11-м классе я задумалась не о карьере журналиста, а о факультете философии. Но для него придется сдавать ЕГЭ по обществознанию и истории. И если к обществознанию можно подготовиться за год упорной работы, то к истории – навряд ли: слишком много дат и событий.
В общем, мы выбираем будущее, ориентируясь не на собственные предпочтения, а на предметы, которые сможем сдать. А значит, я все же буду поступать на журналистику, даже если я уже передумала.
Более того, до конца июня (то есть до информации о полученных баллах) я не узнаю, в какой вуз смогу подать документы, на какой уровень университета могу претендовать. Пример: чтобы поступить на бюджет отделения журналистики, мне нужно получить (минимально) в МГУ 348 баллов, СПБГУ – 269, ТюмГУ – 249 (максимум за один предмет – 100 баллов).
Конечно, можно поставить себе цель «написать ЕГЭ на 100 баллов» и тем самым получить пропуск в любой вуз, но это очень сложно. Например, мне, сдающей литературу, нужно перечитать практически все программные произведения за 11 лет. Именно перечитать, даже если я усердно занималась литературой все эти годы: ведь для ЕГЭ нужно помнить малейшие подробности тех или иных произведений. В открытом банке ЕГЭ (примерные варианты заданий) встречаются модификации одного задания от простого до действительно сложных, в которых даже с помощью интернета и преподавателя тяжело разобраться.
Вот пример некоторых заданий по литературе:
1. Каков символический смысл выражения «на седьмом веке Трояна»?
2. В каких произведениях русской литературы XX века используется образ волка и в чем оригинальность поэтической позиции автора «Слова о полку Игореве»?
Ну, и психологическая составляющая. Какие чувства стали для меня привычными за последний год?
Страх, который возникает всегда, когда я вспоминаю, сколько времени остается до экзамена или когда узнаю об очередном усложнении каких-то заданий в новом году.
Усталость: я постоянно куда-то тороплюсь, езжу с курсов на курсы, опаздываю, всё время хочу спать и не успеваю доучить.
Безразличие. Всё, что доставляло мне удовольствие, чем мне действительно нравилось заниматься из моей жизни, сейчас просто исчезло. Кстати, спорт многие бросают еще в девятом классе, перед ОГЭ (аналог ЕГЭ для девятых классов). Гитара, чтение любимых книг, просмотр фильмов, прогулки на свежем воздухе – на всё это не остается времени.
Из моей жизни исчезла даже литература. Да, я учу ее практически каждый день на курсах и уроках, но, кажется, я перестала ее любить. Ведь спустя три месяца такой подготовки мне становится плохо от одного вида книг Гоголя или Тургенева, которых я еще недавно искренне любила. Мне просто неинтересно жить, вся моя функция сводится к постоянному заучиванию, чтению, прорешиванию тестов.
И самое главное. Я чувствую, что тупею. Я целый год не изучаю, не анализирую и постигаю, а тупо долблю один и тот же предмет, в результате чего мой кругозор стал размером с зубочистку. Подытожив, можно сделать такой вывод: единый госэкзамен – самый худший проводник во взрослую жизнь.
Настя Акименко
Источник: econet.ru