Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Не заметить слона

Так ли хорошо мы управляем своим вниманием, как нам кажется (подсказка: нет)

Нам часто кажется, что наша картинка объективна, мы привыкли доверять собственным глазам. И напрасно: они могут смотреть на гориллу и не видеть ее, они могут не отличить друг от друга двух разных людей и еще постоянно смотрят по сторонам в поисках удовольствий, денег и опасностей.

У Хорхе Луиса Борхеса есть рассказ «Фунес, Помнящий», герой которого, Иренео Фунес, в результате травмы стал воспринимать и запоминать все, что видит, невероятно детально: «Мы, взглянув на стол, увидим три стакана с вином; Фунес же видел все усики, листики, виноградины, из которых сделано вино». Эта способность совсем не способствует его интеллектуальному развитию, напротив. «Думать — значит забыть различия, уметь обобщать, резюмировать. В чрезмерно насыщенном мире Фунеса не было ничего, кроме подробностей…» — пишет Борхес.

Невидимая горилла

Внимание обычного человека куда более избирательно. Это необходимо, чтобы из огромного потока информации, поступающего из внешнего мира, выбрать то, что нужно и важно на данный момент. Часть информации при этом неизбежно теряется, хотя мы этого и не осознаем. Это можно увидеть в известном эксперименте с гориллой. Участникам исследования показывали видео, где две команды — в белом и в черном — перекидывали два мяча. Задачей испытуемых было посчитать, сколько передач сделала команда в белом. В середине видео в кадре появлялся человек в костюме гориллы и проходил через всю сцену прямо среди играющих. Гориллу замечала около половины испытуемых — остальные были слишком сосредоточены на задании, которое требовало от них пристально следить за белыми объектами и не отвлекаться на черные.

Позже то же видео с гориллой ученые использовали в исследовании с приборами, которые регистрируют движения зрачков. Оказалось, что люди, которые не замечали гориллы, смотрели прямо на нее целую секунду и все равно ее не видели. При этом, как показало другое исследование, 90% людей совершенно уверены, что покажи им такое видео, они бы точно заметили гориллу.

Видео с гориллой неизменно веселит публику, но один из авторов эксперимента Дэниэль Симонс (Daniel Simons) считает, что в похожую ловушку внимания часто попадаются, например, автомобилисты. Водитель автомобиля собирается поворачивать, убеждается, что дорога свободна, начинает маневр, и тут в него внезапно врезается мотоцикл. Водителю кажется, что мотоцикл возник чуть ли не из воздуха, но на самом деле автомобилист его просто не заметил, потому что не ожидал увидеть, выглядывая другие машины.

Незаметные изменения

Другой пример того, как мы обманываемся насчет своей способности видеть, — слепота к изменениям. Для того чтобы узнать, что это такое, посмотрите следующее видео и попытайтесь определить, что меняется на фотографии.

Слепота к изменениям может мешать нам замечать вещи, которые, как и в случае с гориллой, кажется невозможным не заметить. В 1998 году Симонс и его коллега провели исследование в условиях, приближенных к реальным. Один из экспериментаторов подходил к людям на улице и спрашивал дорогу. Незнакомец пускался в объяснения, а в это время другие участники эксперимента проносили между ними дверь и первый экспериментатор менялся местами с одним из «рабочих». Половина людей не замечала, что они разговаривали с разными людьми.

Отвлекающие маневры

Эти и другие исследования показывают, что порой мы совершенно не замечаем того, что считаем очевидным. С другой стороны, наше внимание часто привлекают вещи, на которые нам, может, и не хотелось бы отвлекаться, но не получается.

«В современном мире очевидно, что наш контроль над собственным вниманием не так уж велик, чем, например, прекрасно умеют пользоваться рекламщики, которые размещают баннеры в интернете. В то же время большинство людей считает, что хотя временами они и отвлекаются, но в определенные моменты способны контролировать свое внимание», — рассказал Артем Белопольский из Свободного университета Амстердама (Нидерланды).

Есть вещи, на которые отвлекаются все без исключения: если в поле зрения что-нибудь загорается, мигает, выделяется по контрасту, мы скорее всего обратим на это внимание. Но этим дело не ограничивается.

Удовольствие

«Мы часто отвлекаемся на вещи, которые были важны для нас в прошлом. Поэтому всякого рода зависимости — от кофе, алкоголя или сигарет — влияют на внимание. Человек не может игнорировать предметы, которые ассоциируются с этой зависимостью, они отвлекают его от выполнения задачи, на которой он сосредоточен. У людей без зависимости такого эффекта нет», — объяснил Белопольский.

В своих экспериментах Белопольский и его коллеги показали, что нас также отвлекают объекты, которые ассоциируются с получением денег. Причем чем больше сумма, тем сильнее они привлекают внимание.

Страх

«Я также исследовал, как влияет на внимание страх. Для этого мы использовали слабые удары током — неопасные, но неприятные. В эксперименте мы приучали испытуемых ассоциировать определенные объекты с ударами тока. Потом они выполняли задания, и мы обнаружили, что вне зависимости от их цели внимание у них постоянно смещалось на объекты, которые были связаны с неприятными ощущениями», — рассказал ученый.

Похожим образом искажают внимание фобии. Например, если человек боится пауков, он быстро их замечает и сильно на них отвлекается, по сравнению с теми, у кого такой фобии нет.

Привычка

«Третья категория, которую я рассматривал, более широкая. Это объекты, с которыми мы хорошо знакомы. Например, если у вас есть машина, вы легко узнаете ее среди других автомобилей и вообще будете обращать больше внимания на машины той же марки и того же цвета. Так что наш прошлый опыт тоже имеет большое значение для извлечения зрительной информации», — заключил Белопольский.

Источник: chrdk.ru

Екатерина Боровикова

422


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95