От наступившего 2021 года многие ждут, когда откроется «ковидный занавес» и возобновится доступ в другие страны. Но даже если в 2021 году международное авиасообщение и будет восстановлено, нет никаких гарантий, что любой россиянин сможет беспрепятственно разъезжать по заграницам. На сколько подорожают билеты, будут ли пускать в Европу без «ковид-паспорта» с отметкой о вакцинировании, и сколько отечественных перевозчиков не переживет вторую волну пандемии? Об этом «МК» рассказал эксперт в области авиации, исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев.
-Что происходит с ценами на авиабилеты?
- Надо учитывать, что из-за локдауна, из-за всех введенных ограничений и из-за мрачных ожиданий потребителей объем перевозок сильно уменьшился. Как следствие авиакомпании скорректировали цены, чтобы получить хоть какой-то денежный поток, и начали откровенно демпинговать: на протяжении 2-4 кварталов 2020-го мы наблюдали самые низкие тарифы за минувшие годы. Эта ситуация привела к тому, что авиакомпании стали фиксировать убытки, накапливать долги и чувствовать себя все хуже и хуже.
-И к чему это приведет в наступившем 2021-м?
-Ежегодно, за исключением 2020-го, происходит сезонный рост тарифов. Относительно самых низких тарифов, которые фиксируются за год, весеннее подорожание составит 10-15%. Но есть и второй фактор, который может существенно повлиять на ситуацию с подорожанием — банкротства или прекращение операционной деятельности российских авиакомпаний. Многие перевозчики накопили большие долги (эксперты оценивают общие убытки отечественных компаний в 2020 году в 200-360 млрд рублей). Точные цифры узнаем через несколько месяцев, когда авиаперевозчики опубликуют финансовую отчетность. Но никто не сомневается, что убытки будут самыми большими за минувшее десятилетие.
-Ранее правительство включило отрасль в список наиболее пострадавших от коронавируса и выделило авиаперевозчикам свыше 23 млрд рублей. Этой господдержки оказалось недостаточно?
-В конце октября прошлого года Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) попросила Минтранс выделить еще 50 млрд рублей субсидий на покрытие расходов авиакомпаний во время пандемии. Решение о выделении средств принято не было, но такая сумма могла бы существенно улучшить финансовое положение многих перевозчиков. Плюс ранее выделенная помощь и мягкая позиция кредиторов позволила бы значительную часть отрасти оставить в живых. Но перед правительством и Минтрансом вряд ли стоит задача сохранить отрасль в первозданном виде — то есть, в том, в котором она была до кризиса. Получение 50 млрд очень маловероятно, в бюджете нет свободных денег, чтобы щедро одарить ими пострадавшие отрасли. В первую очередь отрасли помогло бы открытие международных направлений, минимизация различного рода ограничений на перемещение внутри страны, а также оживление смежных сегментов, в частности гостиничного бизнеса и общепита.
-Как изменится потребительский спрос, если перевозчики поднимут цены?
-Спрос сохранится, если авиакомпании не станут задирать тарифы сверх всякой разумной меры. Но перевозчики, скажем прямо, не очень заинтересованы в «дешевых» пассажирах. Авиакомпаниям, которым не хватает денежных средств для обеспечения операционной деятельности, нечем заплатить за самолеты и обслуживание в аэропортах, нужно получить денежный поток любой ценой для того, чтобы просто выжить. На деле мы видим некое подобие финансовой пирамиды. Понятно, что рано или поздно это придется прекратить и тогда с рынка исчезнут необоснованно дешевые предложения. Даже через пару лет мы можем все еще не досчитаться 10-30% пассажиров от уровня 2019 года. Только к 2024 году, если не будет реализован самый мрачный эпидемиологический сценарий, отрасль сможет превзойти показатель докоронавирусного 2019-го.
-Каковы прогнозы относительно открытия международных направлений?
-Вирусологи уверяют, что будет три волны коронавируса. Можно предположить, что если серьезных мутаций вируса не произойдет, то после окончания второй волны начнут открываться новые направления. Как мне кажется, в 2021 году значительная часть европейских направлений будет восстановлена. Но прогнозировать там, где решение принимают медики и политики, дело неблагодарное.
-Что вы думаете о введении «вакцинных европаспортов», к наличию которых могут жестко привязать выдачу шенгенских виз?
-Не считаю, что вакцинация должна быть обязательным условием для доступа к воздушному транспорту. В нашей стране есть люди, переболевшие коронавирусом, у которых сформировался иммунитет. Есть люди, которые готовы предпринимать экстраординарные меры безопасности при перелетах, за счет этого минимизируя риски. Другие пассажиры готовы по вылету и по прилету сдать анализ ПЦР-методом, продемонстрировав отрицательный результат. Надеюсь, что в ближайшем будущем диагностика станет настолько достоверной, что ее можно будет применять для большого потока пассажиров. Авиационное сообщество указывает на целесообразность принятия таких протоколов тестирования, которые воспринимались бы как достоверные в разных странах.
Людмила Александрова