История человечества знает немало психических эпидемий. Первая из таких эпидемий описана в классической мифологии и повествует о том, как три дочери тириинфского царя Прета ушли из родительского дома и бродили по лесистым пригоркам, утверждая, что они превратились в коров. Вскоре к ним присоединились десятки девушек из соседних селений, пока это своеобразное стадо не разрослось до нескольких тысяч голов. Известны эпидемии бесноватости у женщин в средневековой Европе. В Древней Руси случались психические эпидемии в деревнях, где выступали скоморохи. История психиатрии знает множество эпидемий бредовых идей. Но сейчас мы находимся на рубеже новой сверхмощной эпидемии, угрожающей психическому здоровью нации, а возможно, ведущей к гибели всего человечества.
Многие психиатры считают гениальность и проявление таланта музыкального, художественного, особенно литературного сложным психическим отклонением, требующим лечения. Первым в истории человечества об этом заговорил Аристотель в книге «Проблемы». Демокрит утверждал, что не считает писателя человеком, находящимся в здравом уме. Платон называл писателей маньяками. Об этом заболевании писали знаменитые психиатры Дидро, Морель, Моро де Тур и многие другие, но разъяснил всей нормальной части человечества и привёл литераторов в психиатрические лечебницы великий психиатр Чезаре Ломброзо. В своей книге «Гениальность и помешательство» он писал: «Уже доказано, что мания писательства не есть только своего рода психиатрический курьёз, но прямо особая форма душевной болезни, и что одержимые ею субъекты,
Ломброзо убедительно разъяснил, что писатели по праву нуждаются в государственной поддержке, но поддерживать литературные дарования нужно, не выделяя материальную помощь непосредственно самим писателям, чем только разжигать пламя болезни, ведущее их к гибели, а направлять эти средства прямиком в психиатрические лечебницы, чтобы писатели не знали нужды и недостатка в медикаментах, излечиваясь от этого пагубного влечения.
Особенно настораживает то, что огромное количество людей, часто изначально здоровых, предаются страсти писательства и что в последнее время это приобретает масштаб эпидемии. В наш век компьютерной грамотности, когда человеку грамоту знать не обязательно — нужно только уметь нажимать клавиши на компьютере, а уж он сам будет проверять орфографию и синтаксис, — любой может стать писателем. Нужно только найти немного времени, чтобы сесть за компьютер и лупить по клавишам и в итоге запросто можно налупить книжку — так сейчас и поступают многие граждане, на самом деле к писателям не относящиеся. Книги выпускают фигуристы и кондукторы, политики и олигархи, рок-певцы и проститутки…
«Наибольшую склонность к писательству, — писал Ломброзо, — обнаруживают хронические маньяки, алкоголики и полупаралитики в первом периоде болезни.
За ними следуют меланхолики. Потребность высказаться на бумаге, вероятно, является у них вследствие свойственной им молчаливости и желания защитить себя таким способом от воображаемых преследований«.
Нам известны имена литераторов, страдавших манией преследования и галлюцинациями, меланхолией и алкоголизмом. Среди них — Гофман, Гоголь, Свифт, Хармс, По, Руссо… На самом деле нам открыта только верхняя часть айсберга. А сколько из тех, кто, только «попробовав перо», написав рассказ или стихотворение, медленно погружался в пучину графоманского безумия и в итоге сводил счёты с жизнью или проводил остаток дней в психушках! Особенно много молодёжи пробуют сейчас писать в Интернете, обмениваются письмами на форумах. Они и сами не подозревают, какого джинна выпускают из бутылки, ведь от того момента, когда человек сел за компьютер и написал первое предложение, до полного безумия — один шаг.
Даже если предположить, что за написанную книгу можно получить приличный гонорар, стоит ли он того, чтобы расплачиваться за это своим разумом и возможностью провести остаток дней среди буйных графоманов за решёткой в смирительной рубашке?
«Иногда у графоманов является прихоть — не распространять в публике написанных и напечатанных ими сочинений, хотя они всё-таки думают, что публика их должна знать. Кроме болезненной болтливости в этих произведениях заметны ещё ничтожество или нелепость сюжета, обыкновенно нисколько не соответствующего ни общественному положению автора, ни полученному им образованию», — писал в XIX веке Ломброзо.
На основании вышесказанного можно сделать вывод: если политики, звёзды шоу-бизнеса, врачи, учителя, инженеры и футболисты не займутся своими прямыми обязанностями и не оставят пагубное пристрастие к графомании, то нашу страну может ожидать трагическое будущее.
Кроме всего сказанного, напомню, что психические заболевания передаются по наследству.
Сергей АРНО, член Союза писателей Санкт-Петербурга