К сожалению, в любом месте, куда дети выезжают вместе с педагогами, рано или поздно некоторым ребятам становится грустно, и они хотят как можно быстрее вернуться домой. Однако взрослые не имеют права их отпустить. Как же быть?
Мы привыкли искать решение в таких ситуациях скорее подсознательно, чем осознанно. Но и для случаев изначально свободного, но временно ставшего закрытым образовательного пространства есть педагогические приемы, которые могут помочь педагогу справиться с нелегкими ситуациями.
Столкновение ожиданий
Почему ребенку стало некомфортно в группе сверстников? С каждой причиной нужно работать отдельно, а точнее — с каждой ситуацией, потому что не бывает двух одинаковых людей, проблем, историй… Чем лучше педагог поймет ребенка (и себя!), тем больше у него шансов помочь и сделать так, чтобы всем в лагере, в походе, в экспедиции было и весело, и интересно, и комфортно.
Чего ждет учитель, отправляющийся со своими учениками в поездку? Он уверен, что все будут ему благодарны, что поездка принесет радость каждому ребенку. Часто учитель думает, что дети будут его слушаться так же беспрекословно, как и в классе (если такое поведение он наблюдал в течение учебного года); что его приказы будут выполняться, как выполнялись упражнения и домашние задания. Но в походе нельзя поставить двойку или пятерку: привычная для многих технология «кнута и пряника» становится невозможной. Дети, не соответствующие ожиданиям учителя, становятся раздражающим фактором.
Конечно, лучше всего предъявить детям свои ожидания от предстоящего выезда заранее — это может сильно облегчить дальнейшую работу. Но сделать это можно и в поездке, если у учителя найдется достаточно сил рассказать о своих чувствах и разочарованиях. Самое сложное при этом — удержаться от обвинений детей и говорить только о своих переживаниях. Такая откровенность поможет ребятам понять, что говорить о проблемах можно и нужно.
Технологии проведения таких бесед хорошо известны, одна из них — «коммунарский круг»: в определенное время у костра или в комнате со свечой взрослые и дети ведут разговор. К сожалению, часто эти беседы ограничиваются лишь обсуждением бытовых трудностей, а ожидания и взрослых, и детей остаются не проявленными.
Демонстрация несбывшихся ожиданий
Как правило, решение о поездке вместе с классом дети принимают сами — они верят, что это будет здорово, весело. Но некоторые выезжают просто потому, что поддались на уговоры родителей, одноклассников, педагогов: «Посмотри, все едут! Не бойся, тебе с нами понравится! Что ты, честное слово, как маменькин сыночек?!» И едут с ожиданием… чуда, которое им практически пообещали взрослые и друзья.
А потом ожидания беспощадно сталкиваются с реальностью. Дети, как и полагается, не могут постоянно слушаться взрослых и быть «паиньками», даже если будут очень стараться: они поехали отдыхать и хотят, чтобы им было весело. Жизнь в палатках оказывается не такой уж привлекательной, как казалось, к созданию минимального комфорта нужно прилагать массу усилий, во многом ограничивая свои желания…
Даже если в группе существует пространство, в котором можно говорить о своих надеждах и разочарованиях, дети будут пробовать и другими способами проявлять свои чувства. Отказ от выполнения
Если именно так смотреть на каждую ситуацию, есть шанс ее понять, а значит — найти выход из положения. Если же оценивать детское поведение по критериям, привычным в школе (правильно-неправильно, хорошо-плохо), учитель рискует стать слишком похожим на директора пионерского лагеря, с которым мы знакомы с детства по фильму «Добро пожаловать, или Посторонним вход запрещен»…
Нельзя оставлять без внимания детские провокации, но реагировать на них нужно так, чтобы ребята почувствовали, что они услышаны и поняты. Дети спрятали все ложки и вилки прямо перед обедом? Можно, конечно, приказать перестать хулиганить и пообещать наказать тех, кто оставляет друзей голодными. А можно понять, что
Отказываются дежурить? Можно, конечно, заставить, только вряд ли от этого каша станет вкуснее, а обстановка в группе — менее напряженной. А если попытаться понять, почему именно этот ребенок отказывается дежурить? Может, он (она) не умеет готовить? Тогда стоит подумать, с кем в паре этому легче всего будет научиться.
Правила быта и распорядка дня должны стать не правилами, внесенными и контролируемыми взрослыми, а принятыми и сформулированными всеми членами данной группы: дежурят не потому, что
Кому ты нужен?
Дети, которые проявляют свой дискомфорт в открытой форме (разного рода протесты, шалости), как бы просят взрослых о помощи, и именно поэтому помочь им достаточно просто: действие ребенка вызывает ответное действие взрослых, всего коллектива, возникает общение, в результате ситуация разрешается довольно быстро.
А как помочь тому ребенку, который страдает молча, и только по тоске в его глазах становится понятно, что ему очень-очень плохо? Излишняя опека, как и безразличие окружающих, могут только усугубить положение.
Чуть подробнее опишу прием, который эффективно работает во всех видах свободного образовательного пространства, но особенно необходим при временной их закрытости — в поездках и походах. Этот прием сводится к тому, чтобы каждый ребенок увидел свою уникальность и смог ее показать окружающим. При этом педагогу придется пожертвовать собственным стремлением быть всегда и во всем лучшим, первым.
Обратившись к опыту общения с учениками, учитель отдает лидерство в определенных сферах им.
Но это только начало работы с каждым учеником. Нельзя ограничиться одним уроком рисования или рыбалки, ребенок быстро поймет искусственность ситуации, и его самооценка упадет еще ниже. Чтобы этого не произошло, нужно простраивать взаимоотношения между ребятами, позволяя им становиться друг для друга экспертами в их любимых занятиях. Например, учитель «взял» первый урок рисования, а потом пробует научить тому, что узнал сам,
Смена роли ведомого (слабого, неопытного, неумелого, никому не интересного) на лидерскую (сильного, умелого, интересного для окружающих) изменяет внутреннее ощущение детей. Они быстро забывают о тоске по дому, если внутри создавшегося коллектива ощущают заинтересованность в себе, в своих талантах и умениях.
Леонтьева Ольга