1946 год. Лейтенанта Дениса Журавлева откомандировывают в небольшой городок для работы в милиции. Времена послевоенные, тяжёлые, так что бравый вояка немедленно попадает из огня в полымя, становясь свидетелем ожесточенной перестрелки между стразами порядка и местными бандитами. Не убоявшись опасности, лейтенант пытается устроиться на работу в отделение.
Отношения с новым начальством у Журавлева не складывается. Экстравагантный майор Сергей Шумейко (Константин Хабенский) оказывается человеком требовательным и честолюбивым. Однако даже ему не под силу поймать главаря банды - хитрого и осторожного Клеща. И тогда Журавлев предлагает войти в доверие к преступникам, чтобы они сами вывели засланного казачка на свое начальство. Поколебавшись, майор соглашается, обеспечив новому подчинённому надежное прикрытие. Надо ли уточнять, что с самого начала все идёт не так, план срывается, и задача неимоверно усложняется на глазах?
Страсть к сериалам о разгуле преступности после войны у русского человека в крови. Далеко ходить не надо - прежде всего, вспоминается хрестоматийное творение Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя», во время премьеры которого пустели улицы советских городов, и статистика преступлений резко начинала ползти вниз. Первая серия «За час до рассвета» наследует «Месту встречи», демонстрируя нам новоявленных Жеглова и Шарапова, пытающихся прорваться во вражеский стан.
Естественно, эти архетипическое персонажи показаны с поправкой на современные зрительские ожидания. Наличие у Журавлева некоей душевной травмы, нанесенной ему войной, роднит «За час до рассвета» с американской кинопродукцией. А посещающие его при этом озарения протягивают нить к эталонному отечественному сериалу «Метод», из которого прямиком сюда пожаловал Константин Хабенский. Актер пребывает в привычном амплуа острого на язык анахорета-циника, доставляющего массу хлопот и себе, и окружающим.
Если к Константину Хабенскому особых вопросов нет, то наличие на ключевых позициях комика Андрея Бурковского наводит на некоторые сомнения. Бывшего КВНщика слишком привыкли видеть в травестийных ролях, чтобы теперь воспринимать всерьез. Сопереживать ему все время просто не получается при всем желании. Но, возможно, в этом как раз не недостаток, а достоинство сериала.
Дело в том, что если первый эпизод «За час до рассвета» ещё как-то укладывается в привычные представления об образчиках такого жанра, то дальше все встаёт с ног на голову. У зрителей в какой-то момент вообще исчезает понимание того, чью сторону надо принимать. Как минимум, будет интересно взглянуть, каким образом закадровая команда будет вызволять героев из повсеместно расставленных капканов. Стимулы продвигаться дальше первых двух серий есть, особенно когда в сериале начинают цитировать разгромные газетные статьи об Анне Ахматовой и показывать крупным планом Морозовские казармы в Твери, где снимались некоторые сцены.
Денис Ступников