Хладнокровная Марла специализируется на опекунстве над стариками. Клиентами этой хищницы становятся отнюдь не беспомощные «божии одуванчики», а полные сил обеспеченные живчики, которых она, пользуясь лазейкой в законе, заточает в приют. Имущество же жертв методично «распиливается» между Марлой, ее помощницей Френ и лечащими врачами.
Однажды аферистке подбрасывают, казалось бы, лакомый кусочек — одинокую Дженнифер Питерсон, которая никогда не была замужем, не имеет детей, а за годы работы в банке успела сколотить приличное состояние. Пользуясь тем, что у старушки обнаруживаются начальные признаки деменции, Марла через суд добивается опеки над ней и запускает руки в бездонные закрома подопечной. Но улыбчивая Дженнифер оказывается далеко не настолько безобидной, как могла показаться на первый взгляд. За ней стоят могущественные силы, с которой у не знавшей до сих пор промахов опекунши начинается кровопролитный поединок.
Идея фильма родилась у режиссера Джея Блейксона («Исчезновение Элис Крид», «5-я волна») после просмотра сюжета теленовостей о примерно такой вот мошеннице, но, видимо, все же калибром поменьше. Привыкнув выбивать зрителей из зоны комфорта, он решил снять фильм о тотальной афере, в которой сочувствовать, вроде как, и некому. Накал триллера было решено сбавить искрометными шутками, а вместо эстетики нуара предложить холодный лоск в духе шедевров Жана-Люка Годара.
Ко всевозможным органам опеки отношение в современном мире неоднозначное. В России их сотрудников откровенно недолюбливают, что хорошо, например, прослеживается по прошлогоднему «Льду 2» Жоры Крыжовникова. Американцы же с их хваленой политкорректностью до последнего момента числили эти структуры среди важнейших завоеваний демократии. Но, судя по «Аферистке», теперь иллюзий на этот счет заметно поубавилось. Опекунство над пожилыми людьми представлено в фильме в виде мощного карательного органа. От этой напасти нет никакого спасения, потому что на ее стороне врачи, санитары и правоохранительные органы.
При роскошной внешней отделке фильм оказывается абсолютной пустышкой в плане эмоциональной вовлеченности зрителя в происходящее. Да, поначалу за состязанием антагонистов в исполнении Розамунд Пайк и Питера Динклэйджа забавно наблюдать, но это быстро наскучивает, как зрелище драки акул за кусок сырого мяса. Особенно, когда понимаешь, что в роли мяса выступаешь именно ты. Сценаристы с самого начала выключают обычных людей из орбиты интересов Марлы, когда заявляют ее устами, что в мире нет хороших людей, а любой поступок имеет под собой корыстную подоплеку.
Получается, что и фильм был снят исключительно ради денег, но какое отношение имеем к этому тогда все мы?
Денис Ступников