Понятие ''современное искусство'' по-прежнему вызывает противоречивые эмоциональные отклики: от восторженных до резко негативных. Однако не стоит забывать, что в любом случае мы находимся в его контексте.
Современное искусство представлено разными формами: коллажи, инсталляции, видеоарт, мультимедиа и др., но самая многогранная и загадочная из них – перформанс.
Девушка лежит под стеклом в прямоугольной земляной яме. На ней ничего нет, только длинные чёрные волосы картинно прикрывают наготу. Жара. Вокруг ходят люди. Кто-то прыгает на стекле, проверяя его прочность. Кто-то злословит. Кто-то берёт раскладной стул и просто смотрит - так, как будто время лично для него остановилось.
Это перформанс Ольги Кройтор, лауреата премии Кандинского, на Архстоянии. Дело в том, что в перформативном искусстве тело - это и холст, и точка отсчёта. Таким образом, обнажённость выходит за рамки обывательской пошлости. ''Я понимала, что и одежда, и её отсутствие будут мешать восприятию, - говорит Ольга на лекции в Галерее на Солянке. - А волосы органично отразили идею.''
Слово ''перформанс'' переводится с английского очень просто: ''представление'', ''зрелище''. Это допускает возможность огромную широту трактовок, и каждый художник понимает этот термин по-своему.
''В перформансе стирается грань между художником и зрителем. Это не действо, спускающееся сверху, как в театре. Важен контакт - зрительный, тактильный, этому специально обучают'', - рассказывают мне в фойе Театра Наций перед перформансом ''Градостроение''.
Зал с кирпичными стенами. Стульев нет. Заходят зрители. Закрываются двери и все восемь окон. В образовавшемся коридоре между людьми и стенами появляется парень. Звучно, по бумажке читает текст ''Архитектура'' А. Лооса. За ним выстраивается колонна из других перформеров. Ускоряется чтение - увеличивается темп ходьбы, переходят на бег.
Новый виток действа - перформеры на этот раз просачиваются сквозь массу зрителей, будто бы разрезая её на кусочки своей траекторией. Снова сброс, и вот перформер останавливается напротив кого-то из зрителей, смотрит глаза в глаза. Или встаёт за спиной, замыкает руки в кольцо перед лицом зрителя, метафорически закрывая ему глаза. Возникает ощущение творящейся магии, мурашки по коже. Однако для кого-то такие действия кажутся нарушением личных границ. Такое впечатление возникло у моей подруги. К ней перформеры не подошли - похоже, нежелание идти на контакт считывается интуитивно.
Как мы видим, перформанс может быть статичным или динамичным. В классическом виде роль ''холста'' выполняет сам художник, но может и делегировать эту функцию группе своих воспитанников. Иногда внешне перформанс наследует элементы танца или копирует какую-либо религиозную практику - таким образом выворачивая её наизнанку.
Каждый раз перформанс - это что-то уникальное, будто ломающее представление не только об искусстве, но и о самом себе.
Многие жалуются на то, что современное искусство непонятно. Но, вероятно, оно и рассчитано не на понимание, а на восприятие. Каждый зритель становится непосредственным участником процесса и уносит свой личный ворох эмоций, впечатлений и трактовок. Что не исключает наличия авторского замысла - а, напротив, обогащает его.
Прикоснуться к перформансу можно на ''Новой сцене'' Театра Наций, Галерее на Солянке и многих других местах, а так же посмотреть фильм ''Перформер'' современного польского художника Оскара Давицки (не для слабонервных).