О сатире, юморе и о том, почему разные люди совершенно по-разному воспринимают современный юмор — в этюде Григория Калихмана.
Дмитрий Городецкий, редактор 1001.ru
Почему люди ходят на концерты юмористов и сатириков? Почему Михаил Жванецкий, Максим Галкин, Михаил Задорнов, Евгений Петросян и даже Новые русские бабки (а их «шутки» далеко выходят за пределы моего понимания) собирают полные зрительные залы? Ведь не потому же, что зрители хотят узнать от них нечто чрезвычайно умное или полезное и с помощью этих сведений радикально изменить свою жизнь в лучшую сторону. Конечно, не поэтому. Люди просто хотят посмеяться. И если уж они заплатили за смех, то они будут смеяться даже если нет совершенно ничего смешного. Кроме того, известно, что смех заразителен. Он заразительнее слез, потому что радость разделить легче, чем горе. И нет ничего удивительного в том, что смеется весь зрительный зал. Недаром Виктор Борж сказал: „Смех – кратчайшее расстояние между двумя людьми.“
Я тоже смотрю некоторые юмористические программы, показываемые по российскому телевидению, и временами удивляюсь неадекватной, как мне кажется, реакции зрителей. Зачастую они разражаются гомерическим хохотом там, где, по моему мнению, нет даже повода для улыбки. Я тут же начинаю себя жалеть: неужели за время жизни в Германии я так «посерьезнел» или, что еще хуже, так постарел, что просто не в состоянии воспринимать юмор. Потом я утешаю себя тем, что мое восприятие отличается от восприятия зала по одной-единственной причине: я включил телевизор спонтанно и не дал себе труд настроиться на юмористическую волну. (Кстати, прошу не рассматривать мою статью как скрытую рекламу юмористов и юмористических концертов.)
Понятие о юморе
Мы много и часто говорим о юморе, не очень ясно представляя себе, что же это такое. В широком смысле слова, юмор – это всё, что вызывает смех или улыбку, а юморист – человек, который изображает события, людские характеры и недостатки в смешном, комичном виде. Кстати, чем юмор отличается от иронии? Если шутка прячется за серьезное – это ирония; если серьезное за шутку –юмор. Можно еще сказать, что юмор – это дар видеть смешное даже там, где его вообще нет, а главное – это умение и желание посмеяться над собой. Вообще, самоирония делает человека свободнее. Чтобы дать возможность читателям посмеяться над собой, привожу не очень затасканные анекдоты: раскаиваться в своих грехах можно в любое время, а вот согрешить можно и опоздать. Или: настоящая любовь не та, которая выдерживает годы разлуки, а та, которая выдерживает годы близости. И еще: Если подниматься по лестнице не трудней, чем спускаться, – это еще молодость; а если спускаться по лестнице не легче, чем подниматься, – это уже старость. Я надеюсь, что все читатели «Партнёра» еще молоды и им одинаково легко спускаться и подниматься по лестнице. Кроме того, я уверен, что все они имеют развитое чувство юмора.
Всегда ли юмор безобиден
Юмор, как правило, носит развлекательный характер. Это всегда нечто комичное: смешные характеры или смешные жизненные ситуации, а иногда то и другое вместе. Широко известное выражение, принадлежащее перу писателя и историка Н.М.Карамзина, гласит: «Смеяться, право, не грешно над всем, что кажется смешно». С этой максимой можно поспорить. Если человек, над внешностью или недостатками которого смеются, не расположен выслушивать насмешки, то будет разумным от них воздержаться. Кстати, все мы любим посмеяться над другими людьми, однако порой это называется не юмором, а злословием. Я беру на себя смелость утверждать, что только доброта превращает остроумие в юмор.
В последнее время чрезвычайно остро встал вопрос о том, насколько уместны насмешки над религиозными чувствами верующих. В частности, карикатуры и видеофильмы, высмеивающие пророка Мухаммеда, вызвали возмущение миллионов мусульман во всем мире, что спровоцировало беспорядки и кровопролития. Я сомневаюсь, стоит ли за абстрактную свободу слова платить такую огромную цену.
Юмор – свойство, присущее только человеку
Ни один из представителей животного мира не обладает чувством юмора и не умеет смеяться. Ученые, изучающие эволюцию человека, пока не установили, на каком этапе своего развития человек стал шутить и понимать шутки. Древнейшие тексты, дошедшие до нашего времени, не обнаруживают даже зачатков юмора. А вот что написал по этому поводу известный поэт и юморист Феликс Кривин: «Природа не создает ничего лишнего, и что-то же она имела в виду, когда наделила человека чувством юмора. Курицу не наделила. Быка не наделила. Не говоря о насекомых и вообще одноклеточных (хотя им бы он пригодился больше других). Когда природа чем-то наделяет, она делает это, чтоб облегчить выживание. Либо в трудных погодных условиях, либо в трудных голодных условиях, либо в условиях враждебного окружения, либо просто для продолжения рода».
Говорят, что есть люди, полностью лишенные чувства юмора. Гилберт Честертон высказал такую мысль: «Человек, который хотя бы отчасти не юморист, лишь отчасти человек». Однако я еще не встречал таких людей. Просто все мы видим смешное совершенно по-разному. То, что у одного вызывает бурный смех, у другого вызывает только снисходительную улыбку, а у третьего – мрачное настроение. Перефразируя известную пословицу, можно выразиться следующим образом: «Скажи мне, над чем ты смеешься, и я тебе скажу, кто ты». Недаром Джин Шеперд заметил: «Юмор – такое же личное дело, как секс.» Общеизвестно, что в большинстве случаев реакция на шутку зависит от того, кто выставлен в смешном свете: ты или кто-то другой. Английский драматург Ричард Шеридан так выразил эту мысль:
Так мы смеемся, если кто задет;
А нас заденут – смеха больше нет.
Смеяться здорово – врачи советуют смеяться
Юмор вряд ли может изменить мир, но он помогает переносить неприятности. Когда мы смеемся и шутим, становится легче жить: мы избавляемся от усталости и жалости к себе. Поэтому, друзья мои, давайте смеяться даже там, где нет ничего смешного, тем более что, по утверждению докторов, а доктора, как известно, никогда не ошибаются, это способствует сохранению здоровья.
Один врач, имя которого нам ничего не говорит, утверждает, что смех укрепляет иммунитет, смягчает боли, ослабляет мышечное и эмоциональное напряжение, стимулирует творческие способности – и, вообще, вселяет надежду. Дай бог, чтобы это было верно хотя бы наполовину. Если же это и не совсем так, то одно можно сказать с уверенностью: смех – это лекарство, которое можно принимать без ограничений и которое не имеет никаких побочных действий. Все лекарства, как правило, следует принимать регулярно, а не от случая к случаю. Поэтому каждый человек, по возможности, должен стать сам себе юмористом и увеселителем. Очень давно какой-то индийский мудрец сказал: «Давайте смеяться, не дожидаясь той минуты, когда мы почувствуем себя счастливыми, иначе мы рискуем умереть, так ни разу и не засмеявшись».
Анекдот как самая распространенная разновидность юмора
Наиболее концентрированным выражением юмора являются анекдоты. Слово это происходит от греческого anekdotos, что означает «неизданный». С древнегреческих времен утекло много воды, и анекдоты не только проникли во все газеты и журналы, но даже издаются отдельными книгами. По-видимому, от этого изобилия или от частого употребления они настолько притупились и стерлись, что я не могу привести ни одного современного анекдота, который хотелось бы рассказать в приличном обществе. В порыве ностальгии хочу вспомнить, что мы жили в замечательное советское время, когда некоторые анекдоты повторяла буквально вся страна. Было много остроумных вопросов армянского радио, анекдоты о Брежневе, Чапаеве и ряд других тематических серий. Авторы анекдотов, как правило, остаются неизвестными, зато вместо них нередко наказывают рассказчиков. А вообще-то век анекдота недолог, так же как и популярность юмориста. Кто сегодня читает или вспоминает юмористические рассказы Тэффи или Аркадия Аверченко? А ведь когда-то ими зачитывалась вся Россия, начиная от царя и кончая прислугой в трактирах. Или Михаил Зощенко – пожалуй, наиболее выдающийся советский юморист. В предвоенные годы он был самым популярным советским писателем, а его книги издавались огромными тиражами. Сегодня только мы, люди уходящего поколения, иногда перечитываем его рассказы. Поэтому мой дружеский совет тем, кто хочет наверняка остаться в вечности: не разменивайтесь на «малые формы», а сразу создавайте что-нибудь грандиозное, похожее на «Одиссею» и «Илиаду», «Сагу о Форсайтах» или, в крайнем случае, на «Войну и мир».
Понятие о сатире
Кто скажет, чем отличается сатира от юмора? Некий умник дал такое, достаточно точное определение: «Юмор – это когда смеются над тем, кто упал, а сатира – это когда смеются над тем, кто толкнул». А вообще сатира, которая далеко не всегда содержит элементы смешного, – это обличающая, бичующая издевка над людьми и событиями. Усиливая комическое до степени гротеска, придавая ему форму невероятного и даже фантастического, сатира тем самым выявляет его абсурдность, его противоречие реальной действительности. Сатира может быть нацелена либо на улучшение и исправление, либо на унижение и уничтожение. Можно сказать, что сатира – двоюродная сестра критики. Наиболее краткой и едкой формой сатиры является эпиграмма. В качестве общеизвестного примера можно вспомнить отнюдь не безобидные эпиграммы А.С.Пушкина на Александра I, Аракчеева, Воронцова и других сильных мира того времени.
Следует отметить, что до нас не дошли образцы юмора предшествующих эпох. В то же время история сохранила нам имена и частично даже произведения выдающихся сатириков древности начиная с Горация и Ювенала. В более позднее время прославились такие сатирики, как Франсуа Рабле, Джонатан Свифт, Шарль де Костер, Чарльз Диккенс, Ярослав Гашек. Из множества русских сатириков можно назвать Д.И.Фонвизина, А.С.Грибоедова, Н.В.Гоголя, М.Е.Салтыкова-Щедрина. Среди советских сатириков самые выдающиеся, по моему мнению, М.А.Булгаков, И.Ильф и Е.Петров, которые жили и творили в первые годы советской власти. В более поздние времена советская сатира сильно измельчала: считалось, что у нас почти всё хорошо, и было разрешено насмехаться только над управдомами, завмагами и какими-то моральными уродами.
А в заключение хочу привести четверостишие малоизвестного автора:
Кто весел, кто шутит – почти чародей.
Мы видим всегда в нем желанного друга.
И все влюблены мы в веселых людей,
Спасающих нас от беды и недуга.
Григорий Калихман