Конспирологические теории и домыслы, непроверенная информация и откровенные провокации… Хотим мы того или нет, коронавирус продолжает оставаться главной повесткой дня. Недостоверных сведений о ситуации куда больше, чем реальных фактов, и они напрямую влияют на наше настроение, психическое и даже физическое состояние. Так зачем же многие так увлеченно сеют панику?
В мире, управляемом интернетом, источниками информации давно уже стали социальные сети. Особенно актуально это в кризисные периоды, когда в соцсетях и мессенджерах активно распространяются всевозможные «предупреждения» и информация, определить достоверность которой невозможно. Порой это приводит к распространению фейковых «новостей», причем основную волну подхватывают и разносят сами пользователи.
Профессор Асако Миура и команда ученых из университета Осаки опубликовали результаты исследования, в котором обнаружили схему распространения подобной дезинформации. «В ее основе лежат ложные слухи, и мы решили изучить основные методы их распространения», — пишет профессор Миура.
Ученые сосредоточились на одной из популярных всемирных социальных сетей, где пользователи могут делиться информацией с помощью функции репоста.
Когнитивная модель Словика
Изученные ранее модели распространения информации не дают ответа на вопрос, каким именно «маршрутом» передаются фейковые новости, потому что не учитывают пользовательские характеристики обитателей соцсетей. Поэтому для начала ученые занялись изучением этих характеристик.
Они отобрали 10 постов с сообщениями о потенциальной опасности, которыми более 50 раз поделились другие люди. На основе разработанной Полом Словиком когнитивной модели оценки рисков японские ученые проверили восприятие пользователей. Они выяснили, считали ли те потенциальные риски «ужасными», то есть связанными с крупномасштабными событиями и их возможными тяжелыми последствиями, или «неизвестными», когда влияние события было заранее непонятно.
Затем исследователи проанализировали аккаунты пользователей, которые сделали репосты, — в частности, количество подписчиков, подписок и взаимных друзей.
Как мы оцениваем риски
Изучая проблемы восприятия риска в 1970-х годах, Словик и его коллеги проводили эксперименты и исследования, результаты которых после подвергли статистическому анализу. Выяснилось, что есть факторы, которые влияют на воспринимаемую степень опасности события или явления. Например, если некое событие затрагивало детей, то уровень риска считался более высоким, чем если бы то же самое событие касалось только взрослых.
На усиление ощущения опасности также влияют:
- новизна события — неизвестные риски пугают намного больше, чем повторяющиеся;
- непонимание происходящего — если люди считают, что источник риска плохо изучен, то оценивают его как более опасный;
- освещенность в СМИ — чем больше акцента на событии, тем сильнее тревога в обществе;
- время — серьезными нам кажутся угрозы, близкие к сегодняшнему дню, а связанные с будущим могут недооцениваться;
- обратимость — если нам кажется, что ситуация приведет к необратимым последствиям, она оценивается как более рискованная;
- возможность контроля — если нам кажется, что мы способны повлиять на событие, мы оцениваем риски как менее высокие, чем при невозможности это сделать — поэтому, вопреки статистике, люди обычно боятся авиакатастроф сильнее, чем дорожных аварий.
Есть и иные факторы, оказывающие влияние на наше восприятие.
Эффект в социальных сетях
Изучив аккаунты тех, кто делал репосты, японские ученые обнаружили: пользователи с меньшим количеством контактов продемонстрировали тенденцию к произвольному распространению информации — возможно, из-за недостатка опыта или осведомленности. Те же, у кого было много взаимных связей, чаще делились «ужасной» информацией. Они воспринимали информацию как более опасную, были настроены более эмоционально, и, вероятно, ими руководило стремление поделиться своей реакцией с общественностью.
«Наше исследование доказало, что определенный механизм распространения информации в социальных сетях нельзя объяснить традиционными теоретическими моделями, — комментирует профессор Миура. — Стало очевидным, что восприятие риска оказывает существенное влияние на количество репостов».
Перспективы
Данное исследование можно использовать как отправную точку при поиске ответа на вопрос, как предотвратить или остановить потоки фейковых новостей, а вместо этого максимально распространять точную информацию, на основе которой можно будет принимать надлежащие меры.
«У людей есть возможность переосмыслить, как распространяется ложная информация, и способствовать предоставлению проверенных сведений через социальные сети», — уверены авторы исследования.
Елена Сивкова