В первый день октября Face выпустил свой новый альбом «12». В него вошло 10 треков с лаконичными заглавиями, крикливо прописанными капслоком. Название самого релиза отсылает нас к одноименной поэме Александра Блока. Что нового артист предложит на этот раз? О том ли Блоке идет речь? Давайте разбираться.
Было бы глупо сравнивать «12» с легкомысленным «Slime’ом». Новая пластинка - это логическое продолжение остросоциального цикла Фейса, начатого с альбома «Пути неисповедимы» в 2018 году. Повесть о грязных улицах и прогнившей элите продолжается, но в новых масштабах. В этом году рэпер расширяет радиус обстрела своего словесного «Калашникова».
В стихах Ивана до сих пор царят «Районы, кварталы...», но сменился адресат. Камни больше не летят в стеклянные дворцы политической верхушки. Всевышний перестал получать молитвы. Фейс отказался от роли пророка, связиста между человечеством и Богом, но все еще считает своим долгом «глаголом жечь сердца людей». Он призывает народ творить собственную судьбу самостоятельно, а не уповать на помощь свыше. Фатализм (в текстах) сменился идеями светского гуманизма.
Разворот рупора на 180 градусов - не единственное яркое изменение со времен позапрошлого релиза. Уровень агрессии рэпера заметно снизился. Из этого вытекает вопрос: «12» - это просто трусливый, постный альбом или же более взвешенный и взрослый, нежели предшественник? Я склоняюсь ко второму. Фейс начинает осознавать, что конструктив сильнее бессмысленного и беспощадного сотрясания воздуха. Рэпер анализирует свой опыт и сравнивает его с жизненным путем сверстников, пытаясь понять, почему одни грабят и убивают, пока другие собирают залы.
Краеугольным камнем теории Фейса становится финансовое благополучие. «Не в деньгах счастье!» - проносится лейтмотивом через весь альбом. Он считает жадность и нищенство источниками всех бед. С одной стороны, люди останавливаются в развитии и растрачивают себя на легкую прибыль. Разлагаются, воруя и продавая наркотики. С другой, состоятельные слои населения становятся одержимы деньгами, и их стремление к приумножению богатства вытесняет духовность. Из строк Фейса несложно вывести утопическую формулу: «От каждого по способностям, каждому по потребностям».
Отдельного внимания заслуживает песня «Скрижаль». Ее звучание выбивается из мрачной гнетущей атмосферы альбома, а идея наставничества Фейса достигает своей кульминации. Несмотря на очевидную обособленность, этот трек можно считать одновременно синопсисом и моралью релиза. Он чем-то напоминает концовку басен, переводящую пласт аллегорий на разговорный язык.
Фейс продолжает неумолимо взрослеть и (не верю, что я это пишу) мудреть. Рифмы остались прежними, образы не стали ярче и свежее, но развитие текстов на идейном уровне невозможно игнорировать. «12» уже не выглядит как лай моськи на слона. Новый альбом можно смело назвать настоящим высказыванием.
Данила Головкин