На прошлогоднем альбоме «Hate Love» рэпер Фейс отлично вошёл в образ тинейджера с его перепадами настроения и метаниями между ненавистью и любовью, цинизмом и романтикой, самовлюбённостью и неуверенностью в себе. Не обладая особой поэтической одарённостью, он сделал ставку на искренность и обнажённые эмоции: его болтало между лирикой и бравадой, но он везде сохранял высокий градус надрыва - и подростки явно принимали его за своего. «Сейчас Фейс лет на пять старше своей аудитории: это не критично, но явно ненадолго. В 25 прикидываться, что он для тинейджеров свой, уже не удастся, а потенциала придумать другую фишку или поразить всех глубиной текстов у рэпера пока не заметно», - беспокоился ваш рецензент год назад.
Но беспокоился напрасно. Фейс очень быстро нашёл себе новую аудиторию, поражённую новым альбомом «Пути неисповедимы». Пластинку посчитали крайне политизированной, изрекающей суровую правду и предвещающей разные социальные потрясения. Потрёпанный протестный флаг, давно выпавший из рук музыкантов-приспособленцев, поднят и настойчиво вручается Фейсу. Не думаю, что он его возьмёт.
Потому что фактически в творческом подходе Фейса (21 год, настоящее имя - Иван Дремин) мало что изменилось. Он просто почти перестал описывать ужасы своего внутреннего мира и обратил внимание на мир внешний. Как и следовало ожидать, там ему понравилось ещё меньше, о чём со свойственной ему откровенностью Иван и поведал в новом альбоме. Он там не призывает кого-то свергать и чего-то рушить - он просто с некоторой беспощадностью выражений рассказывает о том, что социологи называют «нарастающим в обществе напряжением». «Мне предлагали деньги, они были в нашей крови, чтоб рекламировать всех тех, кто нас в ней и топил. Кто согласился - я клянусь, что не подам им руки, и все артисты делятся на я и корпоратив»; «Люди верят в то, что можно красть, убивать, изменять, Бог будет прощать, они будут продолжать»; «Люди - манекены, эти люди - муляжи, в головах у них пена, а на стене мои мозги»; «Не делай вид, что здесь всего этого нет, и твой сын на улицах России крикнет АУЕ»; «ЕСПЧ нас оправдала, но кого волнует? Здесь покупные судьи ломают людям судьбы. Чемпионаты мира - повод распилить бюджет. Но всем {пофиг] на всё это среди серых этажей»; «Моя страна — это одна большая зона». Финальным треком вообще идёт молитва: «Господь, я прошу, накажи их всех...» - а кому ещё остаётся обращаться?
Всевластие силовиков, растерянность молодёжи, странная роль церкви - вот главные темы альбома, который почему-то назвали политизированным. Между тем, среди новой музыки встречаются гораздо более резкие по текстам экземпляры - особенно в панке и альт-роке. Но их почти никто не замечает, а вот немного наивное высказывание Фейса, который просто называет всё своими именами и выражает досаду, встречено с энтузиазмом и надеждой. Масштаб аудитории рэпа, конечно, намного больше, чем у панка, с этой точки зрения альбом получился весьма «хайповым». Но о его влиянии на умы поколения говорить рано: поколению могут подсунуть другой яркий инфоповод, который вытеснит Фейса с его болью. Да и реакцию самого рэпера на реакцию на его работу предугадать нам не дано. Может, на следующей пластинке он уже будет описывать ужасы эмиграции.
Алексей Мажаев, InterMedia