Похоже, бессмысленно загадывать в этом году, какой именно фильм получит основные «Оскары». «Ла-Ла Ленд» с Райаном Гослингом и Эммой Стоун за 10 дней до объявления оскаровских номинантов затмевает все остальные
Наша публика начинает прислушиваться к киноинформации. На вчерашнем дневном сеансе фильма Дамьена Шазеля «Ла-Ла Ленд» в новом московском мультиплексе сидело две трети зала. Днем в четверг! И сзади кто-то кого-то агитировал по телефону до сеанса: «Это же фильм, который возьмет все «Оскары!».
На вечерних сеансах наверняка были аншлаги. Тем более, что сеансов меньше,чем я ожидал. Вероятно, кинотеатры все-таки насторожило, что песни из фильма переводятся субтитрами, а не перепеваются Киркоровым (и слава Богу!), а наш зритель субтитры не очень.
Интересно было поглядеть на состав аудитории. В основном, публика средних лет, которая, похоже, ходит в кино все активнее, если ей предлагают нормальное – не комиксы. Женщин было ожидаемо больше, но (интересно!) ненамного. Многие пришли семейными парами.
Режиссеру Дамьену Шазелю, которому на днях исполнится 32, с его французскими корнями на роду написано любить фильмы, основанные на музыке. Среди его любимых шедевров – «Шербурские зонтики» и «Девушки из Рошфора» Жака Деми. Больше всего изумляет то, что он второй раз подряд покоряет мировую аудиторию лентой, наполненной не самой популярной музыкой. Его прошлую картину о творческо-садистском противоборстве джазового дирижера-гения и талантливого ударника у нас перевели как «Одержимость». Она получила три «Оскара», один достался сыгравшему дирижера Дж.К. Симмонсу – у него есть роль и в «Ла-Ла Ленде», отчетливо приветственная, гостевая.
Главный герой «Ла-Ла Ленда» в исполнении Райана Гослинга тоже любит джаз, причем старомодный, некассовый. По стилю «Ла-Ла Ленд» не громкий и детективный американский мюзикл типа «Кабаре» или «Чикаго», а мягкий французский: главная героиня Эммы Стоун (актрисе, оказывается, всего 28 — а ведь как давно снимается!) поет с приглушенными интонациями Катрин Денев – у нас такое исполнение называют «актерским».
И на тебе! Фильм,от которого никто ничего не ожидал, завоевал приз зрительских симпатий на фестивале в Торонто (что уже годами считается пропуском на «Оскар») и семь «Золотых глобусов». Правда, «глобусовский» рекорд – другое дело, сама по себе эта премия странная (ее не раз, в том числе в Америке, обвиняли в сомнительности), и она никак не генеральная репетиция «Оскара» (хотя у нас упорно повторяют это из года в год) хотя бы потому, что там другой принцип номинаций.
О чем этом
О том, что герой и героиня (обратим все же отдельное внимание на героя – одного из новых любимцев девочек Райана Гослинга, сыгравшего в «Фанатике», «Отсчете убийств», «Переломе», любимой многими «Валентинке», культовом «Драйве», «Мартовских идах», «Месте под солнцем») несколько раз пересекаются в Лос-Анджелесе.
С самого начала это мюзикл, и фильм открывается гигантской эффектной сценой песен и плясок в пробке на эстакаде, где герой и героиня видят друг друга впервые, причем успев переругаться. Снимали после трехмесячных репетиций с одного дубля – как и почти все музыкальные номера.
В итоге оказывается, что оба – неудачники. Он – фанат классического джаза – пытается открыть джазовый клуб старого образца, но поскольку денег нет, подрабатывает пианистом, причем в отстойных заведениях. Она – мечтает стать актрисой, бросила юридический и, работая в кафетерии, ходит на дурацкие кинопробы, где по барабану ее способности: кто-то из прослушивающих жует, кто-то погружен в телефон.
Так они и сходятся и даже начинают, как в классическом мюзикле, петь и танцевать на фоне находящегося в низине ночного Лос-Анджелеса.
Это – лирика. Но приходит время и для рацио. Первым испытаниям подвергается он. Он комплексует, что не приносит в дом денег, что она вынуждена оправдываться за него по телефону перед собственной матерью – и принимает предложение устроиться в супермодную группу, которая играет то,что он в реальности ненавидит: не классический, а попсовый джаз, смешанный с электроникой, роком, подпевками и пр. – то, что имеет коммерческий успех. Гастроли на два года, потом запись нового альбома, затем еще два года по главным сценам мира… Деньги были нужны на открытие джаз-клуба, но о нем речи уже и нет. Она разочарована.
Дальше начинаются испытания для нее. Под его нажимом она пишет пьесу – для собственного моноспектакля. Он проваливается. В итоге она бросает актерскую карьеру и Лос-Анджелес. И тут именно он случайно выясняет, что спектакль-таки понравился крупным продюсерам (ее восприняли как своего рода Гришковца), и ей предложен контракт на фильм о себе, сценарий которого она сама должна сочинить и ради которого вынуждена минимум на семь месяцев уехать в Париж. Она, если уедет,там, он – здесь.
Пара дополнительных слов о Гослинге. Спрашиваешь себя: сам он играет на клавишных или нет? Уж больно хороший джазовый пианист – а пальцы, ладони, руки, плечи, лицо вроде его. Большой вопрос, на что способны современные компьютерные компиляции. Но в любом случае ситуация такова: Гослинг в детстве стал членом Клуба Микки Мауса (вариант наших «Непосед»), где его партнерами были Бритни Спирс, Кристина Агилера и Джастин Тимберлейк, а теперь у него своя группа, играющая так называемую альтернативную музыку.
Что в этом хорошего
Для меня главная загадка: как естественно перевести драматические диалоги в песни и танцы. Режиссеру Шазелю это удалось.
Успешных мюзиклов в Голливуде, да еще и напоминающих об истинных достижениях, не было давно – если ошибаюсь, поправьте. «Отверженные»? Но «Ла-Ла Ленд» куда более чистый и классический мюзикл. Тут скорее вспомнишь классику с Фредом Астером, Джином Келли и Фрэнком Синатрой. Не недавнюю же экранизацию мюзикла «Абба» сейчас вспоминать — посредственную, на мой взгляд, и драматургически, и хореографически?
Необычность для Голливуда уже в том, что конфликт героев не мелодраматический, а творческий. У них были общие представления об искусстве, а стали другие. Она недолюбливала классический джаз, но его компромисс с ансамблем, где джаз был соединен с роком, попсой и электроникой, стал для нее его падением. А он ведь старался добыть средства для ее творческого успеха.
Главная идея фильма: именно в Голливуде особенно трудно сохранить верность своей творческой идее, искусству – и при успехе не продаться гламуру. Почему именно в Голливуде? Потому что именно там центр игровой индустрии, строящийся вокруг культуры, которую бизнес попросту заставляет стать шоу. Власть и искусство, церковь и искусство, бизнес и искусство – три дьявольские для художника силы, которые притворяются ласковыми и заботливыми, но всегда в итоге начнут диктовать художнику свои условия.
Главная песня фильма: берегите безумцев, блаженнных – их песни, картины, стихи.
Еще один печальный вывод фильма (а он, уверен, заставит в финале проливать слезы многих зрителей): для истинных влюбленных, для людей, готовых на подлинное самопожертвование и самоотдачу, каковыми могут быть только люди творческие, совместное счастье невозможно. Они должны сполна отдавать себя собственной творческой мечте – и семья в итоге создается с куда более скучным примитивным человеком.
В итоге у фильма два финала. Первый — сказочный: как все бы всем хотелось. Второй: как получилось в реальности. Парадокс в том, что это все равно фильм с хэппи-эндом. А уж как так выходит – один из фокусов фильма «Ла-Ла Ленд»
Готов, кстати, заранее поспорить, что песня «Город звезд» — City of Stars – точно получит «Оскара».
Наш вариант реккламного слогана
Им там, в Лос-Анджелесе, думаете, легко? А они поют и танцуют прямо как в Болливуде.
Юрий Гладильщиков