Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

"Одержимость" Дэмьена Шаззела

Сюжет:

Эндрю мечтает стать великим барабанщиком, и у него есть уникальный шанс исполнить свою мечту. Достаточно любопытная и интересно, необычно рассказанная история. Фильм-достижение – но совершенно неординарный в ряду себе подобных.

Смысл:

Это фильм о столкновении честолюбивого ученика и его безжалостного наставника. Но в чём честолюбивость ученика? Дело не в желании славы, хотя несколько раз герой оговаривается, что «важно оставить что-то в памяти человечества» – дело именно в достижении совершенства. В максимальной реализации своего таланта. Для тех, кто определился со своим призванием, - это беспощадная, бескомпромиссная история о том, что нельзя быть «теплым», но лишь либо холодным, либо горячим. Для тех, кто не знает, в чем его призвания – о том, что тогда их жизнь не имеет смысла, следует призвание найти. Следует найти то, ради чего стоит бороться, ради чего можно сжечь, уничтожить себя (с обязательным возрождением)

Замечательный фильм среди подобных – почему?

Я заикнулся о том, что фильм «неординарный в ряду себе подобных». Это каких? Во-первых есть множество второсортных спортивно-достигательных драм. Все они на одно лицо. Как правило, сфера желаний героев – победа на каком-нибудь спортивном матче. Или на танцевальном. Чаще всего дело касается командной игры. Часто: сначала герой мало что собой представляет, а затем, перерождаясь, становится больше, лучше, сильнее – и побеждает всех врагов.

В фильме «Одержимость» такой чепухи нет. Нет времени на классическую и приевшуюся формулу «сначала ничто – потом всё». Герой изначально хорош собой. Но ему этого недостаточно. Недостаточность – тема этого фильма. Ничто не может быть совершенным до предела. Бороться нужно всегда. «Самое страшное слово – молодец» - произносит ближе к концу фильма учитель-антагонист. Чей антагонизм, впрочем, весьма условный – что добавляет истории приятной сложности.

Есть история рангом повыше, например, «Черный лебедь» Даррена Аронофски – но и «Лебедь» проигрывает в сравнении. Потому что там была сделана ставка на эффектность. На красоту творчества и самореализации, на красоту борьбы.

Авторы «Одержимости» и такого себе не позволяют – красоты никакой нет, есть пот, кровь и даже слезы. И потом еще раз – пот, кровь и стиснутые до скрипа зубы. Только так можно достичь совершенства.

Фигура жестокого учителя

Колоритный персонаж Учитель, словно майор из «Цельнометаллической оболочки», выжимает из главного героя все соки, издевается над ним, доходит до оскорблений и чуть ли не рукоприкладства. Но в итоге вроде бы играет и положительную роль. Мол, какой это замечательный способ – добиться от человека того, чтобы тот стал гением. Не похвалой, но жестокостью. Внушить эту жестокость ему в сердце. Сделать его жестоким по отношению к собственным недостаткам.

Метод, как наглядно показано, вроде и вправду работает, но применимо к себе: боюсь, что я бы не согласился с режиссером (он же и сценарист). Всё-таки человеческая жестокость – именно между человеком и человеком, какую бы цель она не преследовала – деструктивна по своей природе. И «сломать» человека – не всегда равно «показать ему, кто он в действительности есть». Не думаю, что подобная метода оправдана. Думаю, что каждый человек в праве сам за себя решать и должен решать – готов ли он что-то принести в жертву и сколько ради своего таланта, или не готов. Это должен быть личный выбор. Это выбор вне компетенции учителя.

Но ведь нельзя ограничивать историю только тем, что непосредственно отражено на экране! Если взять этого персонажа и сделать его «метафорой». И поместить в свою голову? Если у каждого человека вот такой беспощадный учитель будет именно в голове? Будет частью его личности? В таком случае, да – это просто необходимо. Именно с таким учителем и только с ним возможна новая эра гениев, изобретателей, великих талантов.

Напоследок – хочется отметить формальную сторону. То, что касается структуры, построения сюжета. В ней режиссер-сценарист также проявляет себя сдержанно, строго, безапелляционно. Оставляя только то, что непосредственно бьет в точку, что относится к главному. В сторону и романтическую линию – она нужна лишь , чтобы показать насколько она может отвлекать от главного. И изящная, внезапная концовка в самой кульминационной точке сюжета. Там, где другие сделали бы еще минут пятнадцать воды – показывая, что и как случилось с героями после истории, режиссер решает: «История закончена. Всё важное сказано. Ставим точку».

674


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95