Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Финансы и романсы

Как экономический кризис отразился на культурном досуге россиян

На минувшей неделе в Интернете на специализированном сайте Change.org начался сбор подписей под петицией, призывающей власти ввести ограничения максимальной наценки на перепродажу театральных билетов и обязательного указания перекупщиками цены, установленной театром. Люди, уставшие от засилья политических программ на телевидении и общей политизированности жизни, всерьез обеспокоены тем, что тягу к культуре удовлетворить не так-то просто, даже пожертвовав временем и комфортом. На недавний опрос журнала «Театрал» на тему «Что мешает вам регулярно посещать театр?» 70% зрителей ответили, что причина всему – высокая стоимость билетов. «Новые Известия» попытались разобраться, действительно ли экономический кризис так сильно ударил по ценам на концерты, спектакли и кино.

 

shadow

«Сегодня в РФ (и особенно в Москве) действует большое количество фирм, перепродающих театральные билеты с наценкой, доходящей до 1000% и более от стоимости, установленной театром, – ставят неутешительный диагноз авторы петиции. – Например, билет в Театр наций на спектакль «Сказки Пушкина» стоимостью 200 рублей продается на сайте kassamsk.ru за 3000 рублей, что составляет 1500% изначальной цены. Мало того компания берет дополнительный сбор в размере 10%, имитируя действия фирм, сознательно ограничивающих свои доходы от перепродажи билетов».

«Не задушишь, не убьешь»?

Казалось бы, что может быть проще: не устраивают цены билетных компаний – покупайте их в кассах театров. Но в таком случае надо иметь в виду, что покупкой заветного билета вам придется обеспокоиться как минимум за два месяца до события, пока места еще есть и пока все сносные по цене билеты не разобрали спекулянты для последующей перепродажи.

Так, на спектакли Театра Маяковского нижняя ценовая планка в кассах – 500 рублей, в Театре Фоменко и СТИ – вообще 100 и 200 рублей. Однако попробуйте найти такие цены на сайтах билетных агентств!

Билеты на лучшие места в партере могут стоит и 5, и 10, и 15 тысяч рублей в театральных кассах – известно, что московские подмостки считаются одними из самых дорогих в Европе. Но стоит отдать столичным театрам должное: после декабрьских кризисных потрясений их цены на билеты остались на прежнем уровне – вероятно, из-за риска вообще потерять зрителя.

Сами театры в свою очередь утверждают, что спрос на билеты в сравнении с прошлыми сезонами не только не упал, а, напротив, вырос. «В нашем театре спрос на билеты точно не падал ни в этом, ни в прошлом сезонах. Мы, наоборот, ушли в плюс, у нас постоянно аншлаги. Лишь в этом сентябре театр продал мало билетов, потому что труппа была на гастролях. В октябре мы уже «набираем обороты». А для школьников действует акция: 20 билетов за 900 рублей», – рассказали «НИ» в театре Et Cetera.

«К нам интерес зрителей не падает. По сравнению с прошлым сезоном спрос на билеты остался таким же. Практически все спектакли – аншлаговые», – заверили нас в театре «Современник».

Уже давно замечен удивительный парадокс: в годы волнений и потрясений интерес к культуре только увеличивается, и именно с тяжелыми моментами в истории страны связан ее расцвет. «В «Горе от ума» есть такая фраза: «Пожар способствовал ей много к украшению». Это про отстроенную после пожара 1812 года Москву, которая стала еще красивее, – напоминает в беседе с «НИ» Геннадий Смирнов, заместитель председателя Союза театральных деятелей РФ. – Я считаю, что и нынешний кризис будет способствовать много к украшению театра. Кризис заставляет думать о том, как его преодолеть, заставляет менять способ жизни».

Собеседник газеты продолжает: «Во время кризиса 90-х годов, который, кстати, был намного тяжелее современного кризиса, Камчатский драматический театр должен был ставить новый спектакль. Были актеры, режиссер и сценарий, а декорации и костюмы шить было не из чего. Тогда артисты сняли все занавески в театре и из них сшили костюмы. И спектакль сыграли! Это и есть театр, это и есть преодоление кризиса. Театр все время находится под давлением, под ударами власти, зрителей, критиков. Но это настолько живой организм, что его невозможно убить».
 
 
shadowОчень страшное кино...

А вот с отраслью кино дела обстоят чуть печальнее. Падает не только посещаемость кинотеатров, но и интерес к отечественному кино, которому по принципу «благими намерениями дорога в ад вымощена» пытается помочь Минкульт РФ. Напомним, министр культуры Владимир Мединский всячески продвигает идею налога на иностранное кино, который якобы поможет отечественной киноиндустрии.

«Новость на слух звучит так, как будто мы собираемся запрещать американское кино или будто бы ему от этого будет хуже, – прокомментировал «НИ» идею главы Минкульта кинопродюсер Сергей Сельянов. – Такое ощущение, что мы за счет Голливуда собираемся «вытягивать» наше кино. Но это же не так. С зарубежных лент и так снимается НДС тогда, когда они попадают на территорию России. Налог, о котором мы сейчас говорим, будет направлен на зрителя, он будет браться с наших людей, которые и работают в кинотеатрах, и ходят в кино. Из-за этого налога люди будут увольняться из кинотеатров».

Опрос аналитической компании Movie Research и вовсе показал, что, несмотря на ухудшение проката российских фильмов, посещаемость зарубежных картин в России значительно выросла.

«В целом отечественные фильмы собрали в кинопрокате за первые три месяца около 4,24 млрд. рублей. Годом ранее этот показатель был выше – почти 4,86 млрд. рублей». Просела, судя по докладу аналитиков, и посещаемость российских картин. Так, за первый квартал их пришли посмотреть в кинотеатры 17,47 млн. человек, в то время как за тот же период прошлого года эта цифра составила 20,3 млн. человек.

Всего, по подсчетам экспертов, за первый квартал 2015 года на экраны вышло 102 картины, из которых 31 была произведена в России или сделана в копродукции. Из всех вышедших отечественных фильмов в десятку лидеров по кассовым сборам на данный момент попал только мультфильм «Три богатыря. Ход конем», бокс-офис которого составил 959 млн. рублей при посещаемости 4,03 млн. человек.

При этом, как отмечается в исследовании, значительно выросла посещаемость российскими зрителями зарубежных фильмов. В первые три месяца 2015 года их посмотрели 41,87 млн. человек, что почти на 5 млн. больше, чем в прошлом году. Сборы зарубежных фильмов также увеличились: по итогам первого квартала они получили в российском прокате 10,9 млрд. рублей против 9,7 млрд. рублей за аналогичный период прошлого года. Кассовым лидером прошедших трех месяцев стала эротическая мелодрама «Пятьдесят оттенков серого», собравшая в России 1,1 млрд. рублей.

«Смотря зарубежные фильмы, россияне могут скрыться от тривиальности, попасть в другой мир, а отечественное кино развлекает аудиторию намного хуже, – сказал «НИ» киновед Даниил Дондурей. – Американские фильмы хотя бы показывают настоящую жизнь: как работать в офисе, как знакомиться с девочками или мальчиками и т.д. Русское кино ничего нашим зрителям о жизни не рассказывает и совершенно не анализирует реальность», – считает г-н Дондурей.

Как отмечают эксперты, в этом году посещаемость кинозалов заметно снизилась, и сетям придется либо уходить из торговых центров, либо существенно повышать стоимость билетов, которые и без того отличаются высокой ценой в тех кинотеатрах, которые расположены в магазинах. Так, стоимость билета на сеанс может доходить до 1,5 тыс. рублей.

Причины снижения интереса к кино могут быть и в маркетинге, которому российские прокатчики никак не обучатся, и в том, что порой цены на российские фильмы даже выше, чем на зарубежные, и в том, что отечественные картины в принципе меньше показывают в кинотеатрах, чем зарубежные. Но главная причина остается в отсутствии интереса к новому российскому кино, и здесь уже впору говорить не об экономическом кризисе, а о культурном.

«Тот факт, что хорошие фильмы не смотрят и не покупают, является следствием культурного кризиса, – полагает киновед Дондурей. – Если на телеканале приличные фильмы не обсуждаются, люди и не понимают, что такое хорошо и что такое плохо. Они думают, что хорошие фильмы – это блокбастеры или ужастики. В России фильмы-лауреаты международных премий обычно уже через неделю снимают с проката. Но не из-за запрета из Кремля, а потому что ленты оказываются невостребованными – все зрители ушли смотреть фильмы про вампиров».

В беседе с «НИ» Даниил Дондурей напрямую связал нынешний экономический кризис с незавидным положением культуры. «Я считаю, что нефть, санкции и сложная международная обстановка составляют максимум половину факторов кризиса, вторая половина – это устаревшие культурные модели, непонимание того, куда идет мир в XXI веке, неадекватные ценностные системы – как у элиты, так и у народа».

Сейчас мы переживаем сильное влияние двух кризисов одновременно: экономического, который вынуждает себя ограничивать, и культурного, который тоже держится на ограничении – государством своих граждан. Постоянное шельмование театральных режиссеров, запреты на прокат фильмов, закрытие театров с точки зрения общественного резонанса может действовать и зачастую действует в обратном направлении. Люди хотят посмотреть, что же такое запретили. Но по большому счету это сковывает самих художников, если речь идет об отечественном искусстве, и разрывает «дипломатические» связи, если говорить об иностранном.
 
 
shadow«Качественный продукт»

Зато кинофестивальное движение в России, несмотря на значительные урезания бюджета и регулярный прессинг со стороны государства, похоже, стало настоящей отдушиной для публики.

На любой сеанс фестиваля «2morrow/Завтра», где можно посмотреть как хиты значимых мировых кинофорумов, которые не попадут в прокат, так и очень редкое кино, билеты были доступными абсолютно для всех категорий и стоили в этом году всего 200 рублей. И это притом, что сначала фестиваль вообще был фактически отменен и лишен финансирования от Минкульта, а потом умудрился собрать с помощью краудфандинга сумму вдвое больше изначально требуемой. «Официальная статистика площадок фестиваля – за пять дней было продано 14348 билетов», – сообщила директор фестиваля Ольга Дыховичная. Свободных мест не было практически ни на одном фильме – вот что значит актуальный кинофестиваль, нужный людям.

Та же история с Beat Film – фестивалем документального кино о музыке. Билеты на него значительно дороже – от 400 рублей и выше, но и за ними нужно «охотиться» и торопиться покупать. Впрочем, организаторы по возможности договариваются с кинозалами и устраивают дополнительные сеансы. Так, фильм «B-movie: Шум и Ярость в Западном Берлине» был показан на самом Beat Film пять раз вместо запланированных двух, на традиционном Beat Wekeend, который завершился в минувшее воскресенье – трижды.

Попасть сложно даже на Московский Международный кинофестиваль, который постоянно ругают за «слабые программы». Билеты в кинотеатр «Октябрь», его основную площадку, стоят от 550 рублей и выше, но купить билет в кассе или даже пройти по журналистской аккредитации было очень трудно «благодаря» стараниям перекупщиков, которые на фестивале пользуются своей проверенной схемой. Всем известно, что перед началом спектакля, концерта или сеанса на фильм по очереди бродят люди, жалобно спрашивая «лишний билетик». На ММКФ эту роль выполняют... бабушки, которых жалеют аккредитованные люди и гости фестиваля, набравшие «про запас» несколько «гостевых» билетов. Получив заветный билетик, бабушки продают его втридорога – так, на сеанс «Арвентура» можно было попасть за тысячу рублей, тогда как в кассах отвечали, что билетов нет вообще.

Отрасль, которая ощутимо пострадала от кризиса, – это музыка. В музыкальной индустрии, особенно клубной, дела с ценами на билеты обстоят свободнее в том плане, что категорий, как правило, только две – вип-билеты в специальной зоне и танцпартер. Ограничено лишь количество билетов. В конце прошлого года о 15-процентном повышении цен на билеты на выступления иностранных исполнителей заявило агентство «Мельница». Дороже стали билеты на музыкальные фестивали. Билеты на августовский концерт группы Metallica для тех, кто покупал их примерно за четыре месяца до выступления американцев, оказались дороже в среднем на две тысячи рублей. Вырос ценник билетов на концерты и тех иностранных артистов, которые не собирают аншлагов, но играют для ценителей музыки: в прошлом году такие концерты стоили от 1500 рублей, сейчас – от 2200.

Но нельзя забывать, что цены на концерты упорно растут из года в год. Не так резко, как сейчас, но растут. Организаторы понимают, что публика в любом случае будет покупать билеты, руководствуясь принципом «сейчас или никогда» – в конце концов, сегодня православные активисты не дали выступить рокеру Мэрилину Мэнсону и металлистам Behemoth, а завтра не пустят в Россию, к примеру, The Rolling Stones – причины они найдут.

В области эстрады и «сидячих» концертов спад есть. «Если говорить о маленьких залах, то здесь убытков практически нет, речь может идти лишь о 5–7%. Если говорить про большие площадки, как Концертный зал «Россия», там, конечно, спад значительный, но это не показатель отсутствия интереса, – рассказал «НИ» гендиректор Москонцерта Александр Беленький. – Я вот по натуре своей боец, поэтому я не отменяю концерты. Даже если мы видим, что не можем продать большое количество билетов, мы объявляем концерт благотворительным и все равно принимаем до 4,5 тыс. зрителей. Тяга к искусству, к культуре у народа все равно есть, лишь бы был «продукт» хороший. А мы стараемся свой «продукт» делать качественно».

Евгения Тюлькина, Виктор Матизен, Елизавета Королёва

Источник

676


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95