В брежневские времена, в конце 70-х годов, случилось мне работать в Центральном архиве кино-фотодокументов в Красногорске, что под Москвой. Для историков, писателей и просто досужих умов этот архив – истинная сокровищница, богатства которой используются лишь в ничтожной части.
Несколько часов я провела у ящиков с карточками, отыскивая нужные мне фотографии, Карточки из ящиков вынимать категорически запрещалось, и в качестве закладок между ними любезная сотрудница выдала мне полоски плотной бумаги – разрезанные в лапшу фотографии. Когда я постепенно, в процессе работы, к этим обрезкам пригляделась, то решилась на преступление: уходя, я тайком, рискуя большими
неприятностями, сунула эту лапшу в сумку. Дома из полосочек-лапши удалось сложить фотопанораму, на которой были запечатлены тогдашние партийные. Вожди на трибуне Мавзолея.
Эта панорама поначалу вызывала смех, затем вселяла ужас. Фотография запечатлела бессмысленные, перекошенные, некоторые явно болезненные лица… Они все были узнаваемы, но представали в совершенно непривычном облике. Ведь на портретах, на страницах газет мы видели их в тщательно отретушированном виде. Истина воспринималась как искажение, она ломала стереотип
Вспомнилось это в связи с коллекцией, которую собрал французский искусствовед и журналист Ален Жобер. Он назвал эту коллекцию, которую демонстрировал на выставках в разных странах и в том числе у нас, так: « Исчезновение людей. Удивительная хроника фотообмана.»
Фотографии собранные Аленом Жобером демонстрировали, что такое « политическая ретушь»: на них представали в сравнении фотооригинал исторического лица, исторической ситуации и тут же отретушированный, отредактированный вариант. Если бы француз смог добраться до красногорского архива, его коллекция значительно бы пополнилась. Но и без того она была очень интересна и наводила на глубокие раздумья. О могуществе. остановленного мгновенья и его беззащитности. О манипулировании общественным сознанием. Об органической фальши тоталитарных режимов. И о том, что тайное все равно когда-нибудь становится явным.
В коллекции Жобера были вещи курьезные. 1923 год. Больной Ленин в своей загородной резиденции в Горках. Сидит в инвалидной коляске в парке, рядом Надежда Константиновна. Очевидно для развлечения больного в парке стоит небольшой телескоп. На снимке его труба направлена прямо в висок Крупской. Что и говорить – неудачная композиция! Словно бы пулеметный ствол нацелен в супругу вождя пролетариата. Однако на фото, которое в свое время широко публиковалось, «ствол» убран.
Некоторые пары фотографий – оригинал и его отретушированный вариант – напоминают детскую игру: « найди отличия в этих картинках!»
На оригинальной фотографии у Сталина, беседующего с Риббентропом, (1939 год) в левой руке окурок папиросы, в газетном варианте папироса исчезла. Молодой Мао Цзе Дун на снимке стоит в расстегнутом кителе, рядом с ним соратник, а вот уже Мао аккуратно одет и от соратника, ставшего неугодным, осталась только тень, про которую ретушер забыл. Брежнев ведет переговоры за столом, который уставлен бутылками - по мановению неведомой руки бутылки исчезли и помятые манжеты рубашки генсека приведены в идеальное состояние.
История сталинизма, гитлеризма, Китая времен Мао, а также Кубы, Болгарии, Албании, Югославии и других стран-сателлитов тоталитарных режимов, представлена в коллекции французского журналиста в неповторимых, невыдуманных деталях.
Ален Жобер говорил, что к идее собрать эти документы истории его подтолкнуло знакомство с « Архипелагом Гулагом» Солженицына, а также смерть Мао. ( « Куда со снимка похорон « великого кормчего» делась «банда четырех» во главе с вдовой покойного?!»). Фальсификация подчас говорит больше, чем сам факт , заметил Ален Жобер и стал искать… Он находил подтверждение своей мысли в библиотеках, открытой прессе, личных архивах. Много нашел! Но сколько еще можно найти! История все время подбрасывает новые материалы…