Уходящий год запомнится двумя неожиданными сиквелами культовых в своём роде фильмов, о существовании которых зрители узнали чуть ли не за месяц до их официального выхода. Первым таким сиквелом стал «Борат 2» — политический комментарий в издёвочно-комедийной форме от Саши Барона Коэна про Трампа, пандемию и феминизм. Второе – внезапное продолжение с тем же актёрским составом любимой многими комедии Романа Каримова «Неадекватные люди», вышедшей целых десять лет назад. Оба сиквела подались в сторону сентиментальности, к более широкому охвату тем, но в сумме недотянули до величия своих предшественников. Тем не менее Каримову это не помешало достичь той самой планки в своей карьере, с которой она и началась в 2010-м году.
Первая часть имела идеальный баланс комедии и драмы, акцента на бытовых проблемах и атмосферы романтического флёра, у неё была своя неповторимая магия, зачаровывавшая зрителя во время просмотра своей лёгкостью и остроумием. «Неадекватные люди 2» — больше, серьёзнее, сложнее, это намного более зрелое кино о взрослой жизни. А понятие «взрослая жизнь», как мы знаем, идёт вразрез с магией в любых формах – особенно той, что касается отношений между мужчиной и женщиной.
Прошло десять лет. Виталий (Илья Любимов) и Кристина (Ингрид Олеринская) живут вместе в уютной московской квартирке: кухня красиво обставлена мебелью из «Икеи», стол накрыт на четверых. Кристина приготовила роскошный ужин, на который приглашённые гости безбожно опаздывают. Это коллега Виталия со своей женой – он решил пригласить их к себе домой, чтобы было проще обсудить дела и статус проекта Виталия, которым занимается его маленькая строительная компания.
Начальная сцена – обманчивая. Она как бы утешает зрителя, пришедшего на вторую часть с понятной долей скепсиса (учитывая, что Каримов снимал в последнее время) и боящегося, что будет в разы хуже, что они опошлят святой оригинал, и вообще дурная, дурная была затея… Но внезапно кино оказывается на той же самой волне, что и десять лет назад. Да, герои повзрослели и, в случае с Любимовым, заморщинились, но перед нами всё тот же тихий рассудительный Виталий, всё та же язвительная своенравная Кристина. Мы слушаем их диалоги, затем разговоры со всё-таки прибывшими гостями, и, о боже, как гора с плеч – да это всё те же «Неадекватные люди»! Но, как уже сказано было ранее, начальная сцена – обманчивая.
Затем кино трескается подобно зеркалу на множество фрагментов. Повествовательный механизм начинает лихорадить: сюжет то перескакивает вперёд, то возвращается в исходную временную линию, которая в свою очередь дробится на сотни перемешанных флэшбеков, в итоге составляющих две истории внутри истории. Да, это когда чей-то рассказ в фильме визуализируется отдельной сюжетной линией – и здесь этот приём проделан целых два раза. Добавьте ко всему этому ещё и сценарные рефрены – мы возвращаемся к уже пройденным эпизодам, но видим теперь их от лица другого героя. После такого описания напрягся бы сам Кристофер Нолан. Но, как уверил прессу перед просмотром сам Роман Каримов, всё в итоге сложится. В результате действительно складывается, пусть сначала всё это вызывает трудности понимания, раздражение, гнев, но всё же к финалу зеркало снова цельное – вот только отражение в нём вам может не понравиться.
Конфликт сиквела – в разном уровне зрелости главных героев. Виталий уже не молод, он готов к полноценной семье, завести ребёнка, двигаться дальше. Но Кристину мысли о ребёнке пока ещё скорее отпугивают, нежели воодушевляют. Она чувствует, что в ней ещё есть нераскрытый потенциал – она должна как-то самореализоваться, например, решив восстановиться в ВУЗе. Последовательность событий здесь трудно передать с точностью, но, видимо, пока Виталий только готовил свой проект, по его задумке, способный обеспечить им будущее, Кристина же решила закрутить роман с молодым и дерзким студентом Артёмом (Никита Санаев, очевидно доставшийся Каримову в наказание за «Днюху»).
После этого «Неадекватные люди 2» начинают двигаться в двух параллельных направлениях, вот только ветка Виталия развивается в условном настоящем времени, а ветка Кристины в чём-то вроде настоящего совершённого (Каримов во время показа вышел в бар и вернулся с пивом – неудивительно, в таком нарративе без бутылки не разобраться). Именно Кристинина история постепенно отнимает большую часть заметно раздутого хронометража сиквела, однако нельзя сказать, что это на все сто процентов успешно работает в плане раскрытия персонажа.
Линия Кристины имеет больше недостатков, нежели удачных решений. Самый первый – это, конечно же, затянутая и утомляющая история токсичных отношений Кристины и Артёма, что совсем не вяжется с тем образом героини, который сложил оригинальный фильм. Почему такая уверенная в себе и свободолюбивая девушка постоянно унижается перед избалованным подростком, для которого нет авторитетов? Такую сюжетную линию мы уже проходили в первом фильме с «Ромео на костылях», которая завершилась логично и достоверно в контексте обрисованных характеров и сюжета. Здесь же всё это выглядит максимально неестественно, вся эта богемная жизнь богатых папенькиных сынков на экране была показана уже миллионы раз, а в данном случае ещё и откатывает все те достижения, к которым пришла героиня в финале предыдущей картины.
Однако Каримов и Виталия отправляет по протоптанному пути – сводит его с новой молоденькой ассистенткой по совету психолога (роль Евгения Цыганова заметно расширена: если в первой части он был лишь героем-функцией, то теперь полноценное действующее лицо со своей сюжетной линией). Первый фильм норовил сталкивать Виталия и Кристину как можно чаще – отчего их столкновения на экране порождали особую энергию, приподнимающую волосы на руках зрителей в лёгком трепете. Сиквел, кажется, делает всё совершенно противоположное – введением кучи новых персонажей и десятка побочных сюжетов (там даже в какой-то момент начинается условная «Социальная сеть») зрительский фокус смазывается, и к середине уже не хочется выбирать, на чьей ты стороне, гадать, будут ли герои вместе, хочется просто вмазать фильму пощёчину и сказать, чтобы он собрался уже и перестал ходить вокруг да около.
Видно, что «Неадекватные люди 2» — фильм ищущий. Он пытается нащупать новые направления, другие способы рассказа историй, он старается охватить куда больший спектр тем и проблем – ведь сиквел действительно стал сложнее и серьёзнее в драматургическом плане. Здесь меньше юмора, но больше грусти. Меньше комичности происходящего, но всё также много жизни. Например, одна из главных удач картины – это линия с Исханом (удивительный Роман Хан), эмигранта из Азии, который работает не покладая рук в супермаркете, чтобы прокормить себя и своих друзей по бараку. Здесь Каримов выходит на территорию соцреализма наподобие «Айки» Дворцевого, но при этом, будучи менее опытным, справляется на очень достойном уровне. Трудно не проникнуться его гуманистическим посылом, тем более что подан он без намёка на пошлость или попытку разжалобить зрителя. Наоборот – получилось предельно живо, искренне и актуально.
Фрагменты в конечном счёте образуют зеркало воедино. Но смотреть в него тяжело, не потому что видны трещины, а потому что за этими трещинами, без которых взрослая жизнь невозможна, очень чётко видно отражение реальности. В этом и заключается великое противоречие «Неадекватных людей 2». Это фильм, который начинается как наш ответ культовой трилогии «Перед…» Линклейтера, затем дробится на миллион конфликтующих между собой частичек о том, что люди не меняются, хотя нет, всё-таки меняются под определёнными факторами, просто всем нужно разное время и разные причины. А потом пазл неожиданно складывается, и мы понимаем, что это не фильм такой, а жизнь такая – противоречивая, сложная, многогранная, порой не оправдывающая ожиданий, запутывающая, сбивающая с ног, но в которой всегда есть просвет, надежда на лучшее, радость и обязательно настоящая любовь. Пусть и не в том виде, что тебе казалось всё это время.
Вадим Богданов