Какие функции выполняет сайт в деятельности НПО? При правильном использовании — множество функций, которые мы сейчас и попробуем описать. Но главное, что нужно понимать — что сайт не есть
Функции сайта мы будем рассматривать не в порядке важности (для каждой организации приоритеты свои), а в том порядке, в каком удобнее, потому что эти функции взаимопереплетаются и порождают друг друга.
Представительская функция
Часто сайт НПО создается только для этого. Застолбить место в виртуальном пространстве, сообщить о своей миссии и обнародовать свои координаты. Само по себе это неплохо, хотя явно недостаточно. Но, по крайней мере, дает шанс на то, что люди смогут вас разыскать, просто запустив контекстный поиск в Яндексе. Это уже решает ряд проблем. Вот пример: на наш сайт обращаются с просьбой найти в Красноярске общество ингерманландских финнов. Эту просьбу мы выполнили, потратив определенные усилия. Но в этот момент я подумал: а почему бы не создать сайт, в котором был хотя бы список красноярских общественных организаций с их адресами и телефонами (в идеале — еще и с направлениями деятельности). Это даже удобнее, чем множество сайтов-визиток.
Информационная функция
Однако, развивая представительскую функцию, мы можем получить очень полезные свойства сайта. Чем ограничивается объем информации о вашей организации для выкладки на сайт? Да ничем. Только вашими умениями и усилиями. Почему бы тогда, кроме миссии, адресов и телефонов, не опубликовать:
- устав
- направления деятельности
- планы на текущий год
- проекты и отчеты по ним
- адреса родственных сайтов
- и т. п.
Вся эта информация будет востребована посетителем, пытающимся понять, что вы из себя представляете и насколько можно с вами взаимодействовать. Причем вся эта информация все равно существует в электронном виде. Почему бы тогда ее не выложить — это требует не так много времени и технических навыков. Не забудьте указать там часы приема по отдельным направлениям и другую полезную для посетителя информацию.
Как пример — оглавление «представительского раздела» сайта Красноярского «Мемориала»:
Наша работа
- Устав 1991 г.
- Устав 2001 г.
- Историческая справка
- Персоналии
- Просветительская работа
- Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»
- Выставки
- Лекции
- Библиотека, читальный зал
- И не только
- Организационная работа
- Акции
- Публикации в СМИ
- Планы и отчеты
- Оказание помощи репрессированным
- Приём граждан
- Исследовательская работа
- Архивные исследования
- Экспедиции
- Конференции и семинары
- Адреса, реквизиты
- Коллеги
Новостная функция
Представительская функция подразумевает достаточно статичный сайт. Это не означает, что такой сайт не обновляется вообще (хотя, увы, и таких сайтов в Рунете предостаточно). Это означает, что сайт содержит материалы, изменяющиеся достаточно редко (устав, план и т.п.).
Однако вы выходите на совершенно другой уровень работы, если начинаете информировать о своей деятельности если не ежедневно, но хотя бы несколько раз в месяц. Для имиджа вашей организации это очень важно. Как минимум, видно, что вы — организация живая, а не умершая или заснувшая (а таких, увы, легионы). Как максимум — вы обретаете постоянных посетителей, которые регулярно интересуются тем, что происходит в вашей организации — и их любопытство, как правило, бывает удовлетворено. А, как будет замечено дальше, создание комьюнити (сообщества) — один из важнейших результатов работы сайта.
Сайт Красноярского общества «Мемориал» обновляется практически ежедневно. Как правило, это дополнения в архив документов. Однако, если происходит некоторое событие, связанное с политическими репрессиями, или Красноярский «Мемориал» проводит мероприятие, об этом сообщается на сайте, как правило, в тот же день — максимум на следующий.
Такая работа требует, конечно, определенной перестройки. Нужен специальный человек — редактор сайта (а может, и не один), который хорошо владеет словом, хотя бы немного Фотошопом и в состоянии сверстать страничку на сайте и выложить ее «наружу». Желательно иметь цифровую фотокамеру (не обязательно профессиональную — для интернета высокое качество фотографии не требуется).
И — такой стиль накладывает на вас серьезные обязательства. Раз уж вы завели страничку новостей, новости там должны быть, и они должны быть не протухшими. Прошлогодние новости ударят по вашему имиджу сильнее, чем отсутствие новостной страницы.
Разумеется, устаревшие новости не выбрасываются. Они уходят в архив. Разумеется, не все. Новости обновления сайта, как правило, стираются. Но можно и их хранить на отдельной страничке в течение года — скажем, на сайте «Красноярские Столбы» мы так и сделали, поскольку наши посетители (альпинисты, скалолазы) часто подолгу отсутствуют, а по приезду хотели бы посмотреть, что нового появилось на сайте.
А вот устаревшие новости организации помогают выполнить еще одну функцию сайта: историческую.
Историческая функция
Об этом задумываются редкие организации, а зря. История общественной организации — немаловажная деталь ее имиджа. Особенно если организация живет долго или, по крайней мере, собирается жить долго. Мы все творим историю, и к своей деятельности должны подходить с соответствующими мерками. Я уже не говорю о чисто практической стороне вопроса: такой раздел окажет вам неоценимую помощь в общении с потенциальными партнерами и спонсорами. Я уже не говорю о том, что такой раздел поможет журналистам, которые будут готовить материалы о вашей организации, да и вам самим, когда вы будете составлять заявки на грант.
Бурная и насыщенная пятнадцатилетняя история Красноярского общества «Мемориал» сейчас малоизвестна даже ее членам. Даже старожилы и основатели с трудом вспоминают сейчас даты, акции и фамилии. Я однажды, составляя заявку на грант, умудрился забыть о двух серьезных проектах, выполненных в прошлом — а для данного конкурса это было важно. Выход один — эту историю нужно вывести из субъективного состояния, из памяти участников и представить в виде объективном — в виде документов, публикаций и т.п.
Историю организации лучше представлять в трех видах: летописи, в разбивке по направлениям и по персоналиям.
В летописи события освещаются в порядке, в котором они происходили. Летопись лучше всего вести по годам. С момента, когда сайт начал нормально функционировать, летопись откладывается в виде архива новостей, а предыдущую историю лучше восстановить, пока есть живые свидетели и документы.
Но работа организации развивается по нескольким направлениям, и часто бывает полезно увидеть именно историю направления. На нашем сайте отдельно представлены: просветительская деятельность (и даже с разбивкой внутри: школьный конкурс, выставки, лекции, библиотека), правозащитная, исследовательская. Причем, к каждому событию привязываются соответствующие материалы: публикации, фотоотчеты, документы.
И, наконец, персоналии. Наш штатный фотограф, Саша Ершков, недавно принес в «Мемориал» кучу фотографий конца восьмидесятых — начала девяностых. Многих людей,
Но, конечно, лучше всего историческую функцию выполнять на базе архивной.
Архивная функция
Значение сайта как архива организации часто недооценивается. Однако подсчитайте, сколько времени уходит на то, чтобы найти ту или иную информацию о вашей организации или тематике, которой она занимается — особенно если учесть, что нередко она разбросана по различным компьютерам, которые нередко вообще стоят по квартирам и ни в какую сеть не объединены. Насколько серьезна в этих случаях утеря информации — по небрежности ли, в случае ли ухода сотрудника…
А что говорить о ситуации, когда эта информация к тому же существует не в электронном виде! Это было главной причиной создания первой версии сайта Красноярского «Мемориала»: множество документов хранилось по квартирам, не то что доступа к ним не было, но не было даже какой-либо описи этих документов. Сейчас, спустя пять лет, мы можем сказать, что более половины материалов уже оцифровано, описано, сосредоточено в одном месте и доступно для исследователей. Создана уникальная база для работы. Вот типичные примеры: мы делаем для учителей истории копии сайта на компакт-дисках, чтобы они могли спокойно работать с ними, даже не выходя в интернет; старшеклассники используют эти материалы для подготовки своих исторических работ; да и мы сами теперь, разыскивая какую-либо информацию, нужную для работы, сначала пытаемся найти ее на нашем сайте и, только если ее там нет, обращаемся к бумажному архиву.
Есть еще одна важная (по крайней мере для нашего сайта) особенность. Весь наш (без ложной скромности — бесценный) архив мы многократно сохраняем. Не реже раза в год делается копия на компакт-диске, постоянно синхронизируется не менее четырех копий сайта на разных компьютерах — две домашних (одна из которых — рабочая, т. е. там и ведется верстка), две серверных — одна на внешнем сервере, одна на внутреннем. Кроме того, имеется копия в Германии, на случай природных и политических катаклизмов, которая синхронизируется ежемесячно. То есть, вместо плохо доступного, разрозненного и несистематизированного архива документов, хранящихся, как правило, в единственном экземпляре, мы имеем единый, систематизированный, общедоступный архив, который многократно продублирован на разных носителях и более того, в разных странах. Это совсем другая ситуация.
Согласен, что архивная функция имеет первостепенную важность для сайта Красноярского общества «Мемориал», а для других организаций может быть не столь важной. Тем не менее — не сбрасывайте ее со счетов. Тем более, что она с большой вероятностью перерастает в тематическую.
Тематическая функция
Вопрос на засыпку: что дольше всего интересует посетителя — ваша организация или информация по тематике, которой она занимается? Ответ в большинстве случаев однозначный: тематика. Человек ищет информацию о политических репрессиях, а не об обществе «Мемориал», об ядерных отходах, а не о центре ядерного нераспространения. И, только убедившись в том, что информация полная, не устаревшая, удобно представленная и т.п., посетитель заинтересуется — а что же это за люди, которые так хорошо разбираются в теме, которые создали этот замечательный ресурс? Следовательно, мы подходим к важному выводу: правильный сайт должен представлять не столько организацию, сколько тематику, которой она занимается. Это привлечет к сайту посетителей и очень благотворно скажется на имидже организации.
Вот это в корне меняет наш подход к сайту. Не убогая визитка, не статичный сайт, представляющий организацию, а динамичный, насыщенный информацией сайт по направлению (или направлениям), которыми занимается организация.
Конечно, нельзя объять необъятное и дублировать уже сделанное. Скажем, сайт Красноярского «Мемориала» никоим образом не дублирует сайт Международного «Мемориала» www.memo.ru и не пытается поднять все темы, связанные с политическими репрессиями. Но задача осветить репрессии, связанные с Красноярским краем — вполне подъёмна. Если «по ходу дела» попадаются воспоминания репрессированных, не связанные с Красноярским краем — они тоже публикуются. Но, скажем, списки репрессированных ограничены только теми людьми, которые
Аналогичные вопросы мы решали и применительно к сайту «Красноярские Столбы». Нас, бывало, обвиняли в этаком местничестве: почему у вас ведется привязка материалов только к красноярским спортсменам? Да потому, что мы создаем портал не о скалолазании вообще или альпинизме вообще (то есть не дублируем mountain.ru), а о Красноярских Столбах и людях, с ними связанных. Но зато о Столбах мы собираем ВСЁ.
Все это я говорю к тому, что рамки надо с самого начала четко очертить, чтобы тема не размывалась, но в то же время была достаточно полна.
Коммуникационная функция
Одна из самых важных, если не самая важная. Собственно говоря, сайт создается в для того, чтобы объединить вокруг него людей, которых волнуют одни и те же проблемы. В интернете полно случаев, когда из такой виртуальной тусовки вырастало вполне реальное сообщество (ярчайший пример тому — сообщество тайм-менеджеров, объединившихся вокруг сайта improvement..ru, выросшего из персональной странички Глеба Архангельского). Бывали и случаи, когда сайт, первоначально пополнявшихся материалами только одного автора, в конце концов превращался в (только и исключительно) площадку для общения (netdesigner.ru).
Понятно, что коммуникативная функция невозможна, если тематическая не работает как следует. Просто нет
Следовательно, эти две функции должны разрабатываться «в связке». Что вы можете предложить посетителю, заинтересовавшемуся вашей тематикой? И какова ваша роль при этом. Это большая тема, и мы рассмотрим ее отдельно.